Не трудно всякое дело сделать, да трудно выдумать.
Пословица
10 марта 2011 года в Москве состоялась пресс-конференция, посвящённая подведению итогов полуфинала конкурса на соискание премии инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE. В пресс-конференции принимали участие куратор глобальных инкубационных проектов компании Cisco Кристофер Томпсон (Christopher Thompson), Михаил Пахомов, глава отдела по работе с государственными органами ООО «Сиско Системс» и представитель кластера информационных технологий фонда «Сколково» Альберт Ефимов. Вёл мероприятие глава пресс-службы ООО «Сиско системс» Александр Палладин. Естественно, возникает вопрос о целях, преследуемых компанией Cisco при организации этого конкурса: всё же компания занимается бизнесом, который подразумевает извлечение прибыли. Но в сегодняшнем мире всё не так просто. Да, пожалуй, и никогда не было столь примитивно, как об этом рассказывалось в учебниках по политэкономии капитализма. Прежде всего, это разумеется, пиар, и опять не тот «чёрный» (в отношении конкурентов) или «белый» (в отношении собственной компании) пиар, а PR (Public Relations) в его изначальном значении: выстраивание отношений компании с внешним миром. Лучше всего о пиар-деятельности, на мой взгляд, рассказал Александр Палладин в интервью ресурсу iBusiness – искренне рекомендую прочитать. Но кроме этого в подобных конкурсах есть и сверхзадача: отделяя зёрна от плевел, найти действительно интересные, приемлемые для использования в компании идеи. А, поскольку каждая идея имеет своего автора, найти и людей, способных вывести компанию на новые рынки. Совсем не обязательно, что такое случится в этом конкурсе, но ведь на то она и сверхзадача. |
|
В советское время главными критериями для положительного решения по заявке на изобретение были новизна и полезность. При этом, разумеется, идея должна быть реализуема: не нарушать законов природы и опираться на доступные сегодня технологические возможности. В принципе, такими же критериями руководствовались и организаторы конкурса. Дополнительные ограничения: не допускались к конкурсу сотрудники компании Cisco, Фонда Сколково и ведомств РФ, а сами идеи не должны иметь отношения к обеспечению национальной безопасности. Следует заметить, что статус идеи конкурса на соискание премии инноваций Сколково при поддержке Cisco I-PRIZE, в отличие от статуса изобретения и его компонентов (заявка, приоритет, патент, экспертиза), столь чётко не определён. Может, оно даже и к лучшему, поскольку оставляет больше свободы, как для заявителей, так и для жюри. |
|
Г-н Томпсон подчеркнул, что инновации – это не научные открытия, хотя они и должны базироваться на фундаментальных знаниях. Это тоже понятно и логично, потому что наука изучает то, что уже есть, а инновационная или изобретательская деятельность ставят своей целью создать то, чего никогда не было. Также в число критериев входила и рыночная ценность идеи, потенциальное создание рабочих мест, быстрая окупаемость. Жизнь так устроена, что технология, которая побеждает на рынке не всегда самая красивая или продвинутая, часто важнее бывает угадать потребности рынка или использовать для реализации идеи уже имеющиеся ресурсы. В качестве примера я бы привёл способы доступа в интернет. Пока насыщения компьютерами было незначительным, использовался коммутируемый доступ, не требующий никаких изменений инфраструктуры. По мере увеличения количества компьютеров в домах граждан и офисах стал внедряться ADSL: по-прежнему использовались существующие телефонные линии, но на АТС требовалось установить DSLAM`ы. Наконец, к сегодняшнему дню для доступа в интернет всё больше используется оптика до дома и Ethernet до квартиры. Эта очень хорошая технология, но в то время, когда только появлялся коммутируемый доступ и количество компьютеров было невелико, а магистральные сети не были столь производительными, развёртывать оптическую инфраструктуру было просто безумием. К тому же нам, всё-таки, не дано предвидеть будущее, поэтому уверенно сказать о количестве интернет-пользователей через 15 лет не мог никто. Актуальные идеи во всех странах всегда разные. Например, американцы по праву гордятся своей Первой трансконтинентальной железной дорогой, в середине XIX века связавшей атлантическое и тихоокеанское побережье. Длина этой дороги 2850 км – и это очень много, но длина российского Транссиба, если считать от Москвы – 9288 км. Поэтому г-н Томпсон и назвал уникальной особенностью России наши огромные расстояния. Получается, что именно в нашей стране информационные технологии коммуникаций, связи, общения, которые продвигает Cisco, объективно должны дать наибольший эффект. Суровый климат большей части территории нашей страны делает особенно актуальными технологии энергосбережения, которые также находятся в фокусе внимания Cisco и, здесь компания рассчитывает на приток свежих идей от жителей этих суровых мест. Вывод, который сделал Крис, логичен: Сколково никогда не станет калифорнийской Кремниевой долиной, это нечто отличное (от заграничного). |
|
Михаил Пахомов напомнил присутствующим, что в Сколково уже действует институт предпринимательства, который сможет помочь из идеи вырастить полноценный бизнес, а Альберт Ефимов заверил, что победители конкурса станут резидентами Сколково. Теперь, собственно, о конкурсе. Общее количество принятых заявок 2318, общее количество участников 10680. Возраст участников от 21 до 68 лет, они представляют более 350 больших и малых городов России. Организаторы старались сделать конкурс максимально открытым и прозрачным, за идеи сообществом было подано около 70 000 голосов, выложено более 22000 комментариев, что учитывалось квалификационной комиссией. Это очень большие числа, особенно если учесть, что организаторы конкурса надеялись привлечь не более 1000 участников. После голосования сообщества и обсуждения идей, в работу включились судьи. Каждый судья выносил решения самостоятельно, никакие контакты или давления сверху не допускались. |
|
Для полуфинала были отобраны 23 команды (участника). Приём заявок в полуфинал прекращается 22 марта, объявление финалистов 2 апреля. Демонстрировать свои идеи в полуфинале они должны презентациями в формате Power Point (6 слайдов) и трёхминутными видеороликами, содержащими ответ на вопрос: «Если вы победите, во что или как вы инвестируете начальный капитал, предназначенный для разработки вашей идеи?» Это очень важный вопрос, обязывающий не просто подать заявку, удовлетворяющую условиям конкурса, но и постараться довести идею до товарного вида. Даже если это не получится, всё равно мы будем вправе спросить у победителя, что он сделал для выполнения своего обещания. Со своей стороны компания Cisco тоже обещает помочь, благо, опыта в реализации самых смелых идей им не занимать. Так что есть все основания надеяться, что зёрна интересных идей упадут в плодородную почву. |
|