Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

«Советское – значит отличное!»
Надпись на плакате

Во времена моей молодости этот слоган был в большом ходу. Остряки добавили пару слов, и получилось действительно смешно: «Советское – значит отличное… от заграничного». Потому что это было как раз то время, когда все товары делились на отечественные и импортные в пользу сами понимаете каких. В некоторых художественных произведениях говорилась горькая для Кремля правда. Эти слова стали классикой, цитируемой и по сей день:

– Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий.
– Вот есть очень хороший, отечественный.
– Нет, спасибо, отечественный не подойдет.
– Заграничный надо изыскивать.
– Я понимаю. Сколько?

– …магнитофон «Грюндиг». Четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. …Вещь уйдёт в секунду. Элегантная вещь... четыре дорожки... стереофония.

И вот за этими страстями, где одни до небес превозносили всё, произведённое внутри страны, а другие над этим подсмеивались, мы как-то незаметно вкатились в период глобализации, когда ни один технически сложный продукт не производится полностью в каком-либо одном государстве, а по внутренностям можно изучать географию. Более того, даже создание монолитного компонента из области ИТ происходит совсем не так, как это представлялось нам совсем недавно, когда КБ, опытное производство и производство серийное находились в одной стране. Хорошим примером являются процессоры корпорации Intel: штаб-квартира компании находится в американской Калифорнии, разработчики могут сидеть в Израиле, производство в Китае, а софт, являющийся неотъемлемой частью современных процессоров, пишется в России. Если кому-то кажется, что главной страной является та, где находится штаб-квартира компании, пожалуйста, относительно свежий пример: когда компания AMD, базирующаяся в той же Кремниевой долине, решила избавиться от собственного производства, она продала его Объединённым Арабским Эмиратам. То есть знаменитые FAB`ы продолжали работать там, где и работали (в том числе и в высокотехнологичной Германии), но уже находясь под управлением штаб-квартиры в стране, не замеченной ранее в достижениях нанотеха.

Сейчас присутствует некоторая озабоченность по поводу «отечественности» потребляемых или производимых продуктов, предлагаются критерии для определения того, что считать отечественным, а что – нет. На мой взгляд, такой чёткой границы в настоящее время просто не может быть: создание современных продуктов предполагает большое количество этапов (операция, переделов), которые могут распределяться между странами и компаниями самым причудливым образом. Примерно как в детской игре: «Да» и «Нет» не говорить.

Тем не менее, стереотипы существования границы между отечественным и импортным в головах законодателей и регуляторов ещё существуют. И не просто в головах: они присутствуют в законах и регламентах. В частности, это относится к продуктам, обеспечивающим защиту конфиденциальной информации. Здесь чисто количественный подход – доля стоимости продукции, произведённой на территории России – не срабатывает по определению. Вот и приходится принимать политические, или, как сказал Генеральный директор ООО «Сиско Системс» Павел Бетсис – стратегические решения.

Видео. Павел Бетсис.

Демонстрация реализации такого стратегического решения состоялась 26 апреля 2011 года на предприятии производственной компании «Альтоника», куда я был приглашён в составе группы российских журналистов.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

История этой компании весьма поучительна. В 1989 году команда инженеров-энтузиастов занялась разработкой востребованной тогда электроники: это были телевизионные декодеры PAL-SECAM, телефонные АОНы и подобные компоненты. Тут же выяснилось, что имеющиеся на тот момент предприятия советской электронной промышленности не в состоянии по контракту изготавливать эти изделия, и компания для выпуска продуктов своей разработки вынуждена была организовать собственное производство. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. К 2003 году в компании сформировалось несколько основных направлений деятельности:

  • Противоугонные системы защиты для автомобилей;
  • Радиоканальные системы безопасности;
  • Медицинское оборудование;
  • Профессиональные системы радиосвязи;
  • Контрактное производство электроники.

В 2010 году в результате проведенной реорганизации, «Альтоника» преобразована в группу самостоятельных компаний, одна из которых – «Производственная компания Альтоника», является крупнейшим контрактным производителем России и предоставляет услуги по комплексному производству электроники, не имея при этом собственных продуктов и разработок. А ведь в 1989 году советская электронная промышленность была! Но, как сказал классик по аналогичному поводу: «И что смешно – министр мясной и молочной промышленности есть и очень хорошо выглядит. И что главное – мясная и молочная промышленность есть, мы её видим и запах её чувствуем». Интересно и то, что «Альтоника» изначально базировалась не в «электронном» Зеленограде, а в Зюзино, где арендовала помещения у одного из совершенно непрофильных заводов.

Видео. «Альтоника» – история.

И вот они нашли друг друга: для производства своего NME-RVPN модуля Cisco привлекла компанию «Альтоника». Криптографический модуль Cisco NME-RVPN работает в составе маршрутизаторов серии Cisco® 2800 и 3800 Integrated Services Routers и реализует российские стандарты криптографической защиты для протоколов TCP/IP. Программное обеспечение для модуля создано российской компанией «С-Терра СиЭсПи» в тесном сотрудничестве с «Лабораторией Касперского».

«Сегодня мы стали свидетелями пусть маленького, но очень важного шага для всей российской отечественной IT-индустрии».
Александр Палладин

Однако всё вышесказанное по поводу «отечественности» производства справедливо и здесь: «Альтоника» делает ряд важных операций, но производство изделия ими не исчерпывается. Конкретно на «Альтонике» производится монтаж компонентов на плату. Сами компоненты (в том числе и процессор Intel Celeron-M) выпускаются специализированными предприятиями, плата с дорожками также поставляется со стороны. Точнее, со стороны Юго-Восточной Азии, поскольку отечественные производители плат такого уровня работают на оборонку, где и цена выше, и объёмы меньше. Более того: после монтажа и контроля плата передаётся на другое российское предприятие, где она и превращается в товарный продукт. На первом этапе предполагается производство не менее 10 тысяч модулей Cisco NME-RVPN в год при общем объёме производства 4,5 миллионов изделий в год и номенклатуре более 500 видов продукции. Такой объём номенклатуры делает критичным время переналадки оборудования, за уменьшение этого времени ведётся непрерывная борьба, и для серийной продукции сегодня это время составляет 10-20 минут. При этом руководство «Альтоники» гарантирует, что предприятие готово к кратному увеличению объёмов выпуска в течение 3-4 месяцев с момента возникновения необходимости.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

В то же время это серьёзная победа: бренды уровня Cisco до сей поры не доверяли эти операции российским предприятиям, да и после подписания контракта специалистам «Альтоники» пришлось изрядно попотеть, чтобы поднять технологический уровень до требований, предъявляемых мировым ИТ-лидером. Вложены и немаленькие по масштабам предприятия финансовые средства: более 200 тысяч Евро. Но теперь перед предприятием открываются новые возможности: хотя сертификация ISO 9001 имеется с 1996 года, но заказ Cisco стоит не меньше. Поэтому, работая на перспективу и с целью соответствия высоким требованиям заказчика, ПК «Альтоника» запустила масштабную реорганизацию бизнес-процессов, которая закончится к концу 2011 года. В основном это касается отладки технологии, сбора статистики. Есть и чисто организационные аспекты. Г-н Лукачёв отметил, что распространение опыта производства VPN-модулей на всю продукцию предприятия было обоюдным желанием как самой «Альтоники», так и Cisco: заказчик понимает, что качество не бывает выборочным, и культура производства едина на всём предприятии.

Видео. «Альтоника» – Cisco.

Этот подход отличается от того, который я имел возможность наблюдать на советских предприятиях: отдельно выпускалась продукция общего назначения, отдельно – для военных (с отдельной военной приёмкой), отдельно – на экспорт. И никого, кстати, это не удивляло, такой подход казался естественным и единственно возможным.

Однако стабильное, одинаковое качество всех изделий, выпускаемых «Альтоникой», совсем не означает, что компания готова выпускать любые платы: дешёвая бытовая электроника – это не их профиль. Особенно с учётом мощного тестирования, проводимого на специальном оборудовании по стандартам JTAG. Интересна ситуация с визуальным контролем: ошибки находит оснащённый камерой и соответствующим софтом компьютер, а человек только исправляет то, что поддаётся исправлению.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

Положительным было и то, что компания Cisco, будучи опытным заказчиком, весьма точно и подробно сформулировала все требования к выпускаемым изделиям. Это действительно проблема, когда заказчик сначала не до конца представляет, чего он хочет, а потом ему не нравится то, что ему сделали. Поэтому общие принципы, по которым были составлены требования Cisco, могут лечь в основу стандартов предприятия на форму техзаданий, что облегчит работу с другими заказчиками. Например, списки замен комплектующих – ведь зачастую компоненты с одинаковыми характеристиками выпускаются несколькими фирмами, но не ко всем из них есть доверие заказчика. Есть также и поддельные комплектующие – г-н Лукачёв назвал цифру – 25 % от общемирового объёма. Однако случайно «попасть» на них невозможно: если закупка производится по официальным каналам, то и компоненты будут оригинальными.

В свою очередь компания Cisco запланировала инвестиции в развитие предпринимательства и инновационных технологий в России в размере 1 миллиарда долларов за 10 лет. В этих планах есть и разработка модели партнёрства с российскими предприятиями, впервые реализованная именно в производстве VPN-модуля на ПК «Альтоника».

 Фото: Владислав Бояров.

Стратегические планы Cisco здесь состоят в том, что для многочисленных применений VPN-соединений требуется разрешённый к применению и сертифицированный в стране криптографический модуль, без которого всё остальное сетевое оборудование имеет серьёзные ограничения по использованию.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

Была проведена экскурсия по предприятию и пресс-конференция, на которой мы могли получить ответы на все интересующие нас вопросы. Рассказ о предприятии Семён Лукачёв начал словами: «У нас нет нанотехнологий, мы не владеем существенными ноу-хау: все используемые нами технологии и оборудование стандартные и применяются на многих предприятиях отрасли. Технологиям уже несколько десятилетий, за которые они хорошо отлажены, и мы всего лишь используем мировой опыт. Поскольку микроэлектроники в нашей стране нет, все комплектующие покупные, на 99% зарубежные».

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Пресс-конференция. Фото: Владислав Бояров.

Работа на предприятии до мая 2011 года велась в 2 смены, с мая перешли на трёхсменную работу. К осени, скорее всего, придётся покупать новое оборудование – смены закончились. Ведётся активная работа с российскими компаниями, до этого заказывающими производство в Китае. Здесь у «Альтоники» два основных аргумента: не всё хорошо, что дёшево (а «Альтоника» качество гарантирует), и легенда о потрясающей дешевизне китайского производства всё меньше похожа на правду (производство в Китае достаточно серьёзно подорожало). По мировым меркам вся российская электроника очень маленькая, поэтому и «Альтоника», являясь российским лидером среди контрактных производителей, на мировом уровне масштабами не блещет. Однако, здесь, как это часто бывает, многое сводится к вопросу о курице и яйце: будет свой мощный контрактный производитель, глядишь, подтянутся и производители конечных изделий.

«То, что это среднее предприятие, амбициозное, которое стремится к будущим успехам – это тоже на самом деле – плюс».
Павел Бетсис о компании «Альтоника»

Вопрос одного из журналистов о спросе на конечные изделия вызвал улыбку представителей компании: «Альтоника» работает по контрактам с производителями конечных изделий, за судьбу которых отвечает их владелец, к тому же контрактному производителю не пристало обсуждать своих заказчиков.

Как и положено в игре с ненулевым результатом, каждый получил своё: Cisco – дополнительные возможности для бизнеса в России, ПК «Альтоника» – выгодный заказ, репутацию производителя продукции для мирового лидера и техническое развитие, российский потребитель – замечательный продукт, решающий его проблемы (в том числе и защиту персональных данных). А я порадовался за свою страну, которая учится делать не «отличное от заграничного», а совсем наоборот, интегрируется в мировую экономику.

----

Львовские имена

Львовские имена. Статья Владислава Боярова. 22.08.2023 г.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 6. Спецпроцессоры. Часть 5. Память. Статья Ильи Вайцмана. 15.03.2023 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Кому кризис, а кому окно возможностей

Кому кризис, а кому окно возможностей. Статья Владислава Боярова. 17.07.2023 г.