Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Образовательная тема преследовала меня все три дня в самых разных формах.

19 ноября 2013 года, в первый день конференции CiscoConnect 2013, у меня решил взять интервью на эту тему главный редактор волгоградской газеты «Время - Деньги» Леонид Барков, что само по себе лестно. Вопросы были по использованию мультимедийного контента и интерактивности в «электронных учебниках».

 

Сразу следует уточнить, что речь не идёт об устройстве, подобном представленному Чубайсом и по сути являющимся лоббированием компании Plastic Logic. И вообще все эти ё-Мобили, Ётафоны и Гравицапы к реальным инновациям не имеют абсолютно никакого отношения и служат… а бог его знает, чему они на самом деле служат, поскольку победные реляции потом резко сменяются полной тишиной и откопать какую-либо достоверную информацию по ним не представляется возможным.

Современная концепция обучения не может находиться в стороне от информационных технологий, и если в ИТ одним из главных трендов является BYOD, то и в обучении должно быть примерно то же самое: чтобы доступ к обучающему контенту мог производиться в любое время, из любого места и на любом устройстве. Поскольку обучающий контент (за исключением контента военных кафедр и подобных им) не содержит ничего секретного, должно обеспечиваться свободное копирование его на различные устройства для использования без доступа к сети. Это актуально не только для ситуаций, где доступ отсутствует, но и в роуминге.

Наконец, о самом контенте. Традиционно бумажный обучающий контент делился на учебники (где автор «за ручку» ведёт ученика по теме), справочники (словари, энциклопедии) и различного рода задачники (в том числе контурные карты). Связано это было как с линейным представлением материала (в справочнике – по алфавиту) и ограничениями по толщине (массе) бумажного издания. Современные технологии позволяют помещать на флешку смартфона целые библиотеки, поэтому никто не мешает объединить весь контент по учебной дисциплине и связать его гиперссылками. Кроме того, появляется возможность вытащить на верхний уровень обязательную канву предмета с возможностью из любого места нырнуть для получения подробных разъяснений (разжёвываний) или углублённого изучения темы. К сожалению, ничего похожего на придуманный идеал в интернете найти не удалось, в основном это тексты, весьма далёкие по качеству от книг Ландау, Айсберга или Перельмана и снабжённые весьма примитивной анимацией. Такое ощущение, что пока не нашёлся человек, хорошо владеющий предметом и одновременно способный поставить задачу ИТ-специалистам.

Кевин Дансит, директор Cisco по вопросам образования в регионе EMEAR. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

alt=

Юлия Шведова, сотрудница пресс-службы Cisco. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

20 ноября состоялся круглый стол «Роль ИТ для повышения международной конкурентоспособности вуза» с участием Кевина Дансита (директор Cisco по вопросам образования в регионе EMEAR) и Татьяны Толмачевой (менеджер Cisco по развитию бизнеса), который провела сотрудница пресс-службы CiscoЮлия Шведова. Разумеется, против внедрения ИТ в вузах никто не возражает. Я хорошо помню, что первая беспроводная сеть в России была развёрнута в Госуниверситете Нижнего Новгорода на оборудовании Cisco в начале 2004 года. Сегодня доступ по Wi-Fi стал привычным как в общественных местах, так и в квартирах, а ведь в январе 2014 исполнится только 10 лет первому внедрению.

Не вызывали вопросов и призывы Кевина Дансита к изучению английского языка: хотим мы этого или нет, но английский стал языком межнационального общения, вытеснив французский из дипломатии и немецкий из техники.

А вот определение рейтинга вузов на основе выполняемых там научных исследований было воспринято как минимум неоднозначно. Дело в том, что в нашей стране обучение и наука даже не то чтобы были разделены, просто эти процессы осуществлялись различными юридическими лицами. Во время моей учёбы в КуАИ, которая пришлась на начало 70-х, преподаватель московского Физтеха рассказывал, что после 3 курса учебный процесс перемещается из аудиторий в курилки. Дело в том, что система обучения Физтеха традиционно предусматривала обширную практику студентов на профильных предприятиях и НИИ, где они набирались опыта проектной и/или исследовательской работы. И хотя происходило это под неусыпным оком их родного вуза, формально исследования проводились за его пределами. Сейчас, например, существует студенческая лаборатория МФТИ-Intel, которая базируется в офисе корпорации Intel и также юридически не принадлежит вузу.

В нашем институте существовала похожая ситуация: заведовал кафедрой конструкции двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Он был действительным членом АН СССР (а позже РАН), но для нас главное его звание – генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей, глава крупного ОКБ, создатель легендарных двигателей для самолётов Ту-114 и Ту-144. Здесь возникает ещё один интересный момент участие студентов не в научной, а конструкторской работе, к тому же и секретной. То есть мало того, что работа студентов не принадлежит вузу, она зачастую не может быть процитирована по причинам закрытости.

Поэтому вопрос о том, что для нас лучше – сберечь и развить существующую систему, не приносящую университету рейтинга, или попытаться подстроиться под принятый за границей рейтинг, звучит даже не риторически, а анекдотически, вроде как «вам шашечки или ехать?». Возможно, наиболее правильным решением было бы зачесть работы, проводимые на профильных предприятиях, университетам, поскольку главным является уровень подготовки, полученный студентом, а не юридическая принадлежность лаборатории или КБ.

Юлия Шведова, сотрудница пресс-службы Cisco. Cisco Connect. Москва. 19-21 ноября 2013 г. Фото: Владислав Бояров.

21 ноября я добрался до стенда компании Samsung, где демонстрировалась система для работы с учащимися (StudentManagementSystem). Система состоит из сервера, «доски» в виде большого активного экрана, ноутбука преподавателя и планшетов учеников. Учитель может видеть работу каждого ученика на его планшете, давать задания, контролировать выполнение, выводить изображение с любого клиентского устройства на «доску» или на остальные планшеты. Всё это выглядело довольно занятно, однако представитель компании Александр Кудряшов огорчил меня, сказав, что всё это работает исключительно с планшетами SamsungGalaxyTab. Это замечательные устройства, лучшие в своём классе, работать на них одно удовольствие, но как же BYOD? Ведь так здорово, если родители смогут купить ученикам планшеты «на вкус, размер и кошелёк», наверняка многие купят именно SamsungGalaxyTab как наиболее эффективно работающие, дающие наилучшее разрешение и имеющие кучу других преимуществ. Но что делать тем, кто победнее?

На экране был GoogleEarth, по которому предлагалось изучать географию. Но GoogleEarth – это всё же справочник, хотя и замечательный, а вот как дела с учебниками, и не появились ли универсальные пособия, о которых я успел помечтать? Всё оказалось ещё интереснее, чем я думал. По словам Александра Кудряшова не существует никаких федеральных программ по переводу обучения с бумаги на цифру. Ежегодно государством и родителями закупается огромное количество учебников, при этом значительная часть средств уходит на оплату «бумаги» (печать, логистика), а не контента. Правообладатели озабочены защитой контента от нелегального копирования и тратят на эту защиту примерно столько же, сколько и на бумажную печать. Но здесь есть принципиальное различие с развлекательным контентом: учебники нужны только ученикам, даже при отсутствии защиты никакого вала пиратства случиться не может. Отсюда следует, что общее количество необходимых учебников фиксировано. Правда, пока ещё не ввели единые учебники, и школы имеют выбор, но обязать их отчитываться по каким конкретно учебникам они собираются учить – тоже не проблема. После этого останется только заплатить правообладателям столько, сколько они получили бы с бумажных тиражей и защищённых электронных копий, сэкономив при этом на печати и защите.

Конечно, капля камень точит и ИТ в образование проникает хотя бы потому, что меняются поколения педагогов. И всё же хотелось бы не просачивания через сопротивление, а прорыва, для которого ИТ-индустрия в целом и компания Cisco в частности уже всё подготовили.

----

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 1. Статья Владислава Боярова. 19.01.2024 г.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2.

Эпоха перемен. Подарки. Часть 2. Статья Владислава Боярова. 23.01.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.