22 марта 2016 года в офисе «МегаФона» состоялась пресс-конференция, посвященная результатам работы компании в Самарской области в 2015 году.
Докладывали и отвечали на вопросы журналистов директор Поволжского филиала компании «МегаФон» Владимир Карпушкин
и директор Самарского отделения Максим Токаренко.
Г-н Карпушкин отметил, что инвестиции в развитие в 2015 году соответствовали запланированным и выросли на 24% против 2014 года. К сожалению, приходится добавлять слова «в рублёвом выражении», из чего следует, что оборудования в натуральном выражении должно было бы быть закуплено меньше запланированного.
Тем не менее, план по развитию сети тоже выполнен, наиболее впечатляющим был рост базовых станций стандарта 4G – на 24%. Надо понимать, что базовые станции беспроводной связи связаны с коммутаторами связью проводной, к тому же переход на более совершенные стандарты влечёт за собой увеличение трафика, поэтому для обеспечения пропускной способности протяжённость городских проводных сетей пришлось увеличить на 146%.
Кроме того, 6,1 миллиард рублей был потрачен на покупку компании СМАРТС.
СМАРТС был первым в Самаре оператором мобильной связи, выбравшим перспективный стандарт GSM, который обеспечивал ему преимущество перед другими операторами. Ещё в 2008 году СМАРТС успешно конкурировал в сервисах передачи данных. Компания Fujitsu-Siemens (в настоящее время - Fujitsu) первой выпустила ноутбук со встроенным мобильным модемом, и тесты показали, что СМАРТС совсем не отстаёт от «большой тройки». Однако, после того, как в конце нулевых компанию и её владельца изрядно потрепали, СМАРТС так и не смог оправиться, поэтому его ликвидация была лишь вопросом времени и можно только радоваться, что активы попали в хорошие руки.
Однако главным способом привлечения новых абонентов и удержание имеющихся руководство компании считает постоянное улучшение инфраструктуры, чтобы всегда иметь технологическое преимущество перед конкурентами. Сети «МегаФона» стандарта 4G действуют в 77 регионах России, ими охвачено более 780 городов и посёлков. В 9 городах, включая Самару, действует стандарт последнего поколения LTE-Advanced (LTE+) позволяющий развивать «скорости» (разумеется, на самом деле это переданные объёмы данных в единицу времени) до 450 Мбит/с. Фактическая скорость в зонах покрытия 4G+ в Самаре достигает 200 Мбит/с.
В результате предпринятых действий абонентская база «МегаФона» выросла на 5%.
Тем не менее, в связи со сложной экономической ситуацией, которая имеет тенденцию к дальнейшему усложнению, выручка (разумеется, рублёвая, курс доллара вообще сложно прогнозировать) в 2015 году упала с 314,8 до 313,4 миллиарда рублей. По прогнозам самого оператора, она упадёт и в 2016 году. Если же говорить о составляющих, то в 2015 году выручка от передачи мобильных данных выросла на 19%, от голосовой связи на 0,2% (то есть почти не изменилась), от фиксированной связи на 5,6%. Падение выручки от продажи телефонов и аксессуаров составило 14% - это направление не считается в компании важным. Исключение составляет стимулирование абонентов к покупкам устройств, поддерживающих самые современные стандарты связи, например, в декабре 2015 года «МегаФон» объявил о расширении сотрудничества с компанией ASUS по продвижению смартфонов ASUS ZenFone 2, поддерживающих LTE-Advanced.
Отмечается также увеличение доли абонентов со смартфонами, поддерживающими стандарты 3G и 4G (4G+ пока, видимо, не очень много, поэтому их не выделили в отдельную категорию). Разумеется, смартфоны таких абонентов будут подключаться на максимальной возможной для них и для базовой станции скорости. Собственно, поэтому оператор и строит базовые станции последних стандартов, чтобы соответствовать возможностям клиентских устройств. С другой стороны, возможность подключения по 4G (иногда и с плюсом) стимулирует абонентов покупать такие устройства.
И это не просто слова: в 2015 году рост продаж смартфонов в России составил 25%, а рост продаж смартфонов с поддержкой 4G - целых 113%.
Высокие скорости сделали возможным предоставление соответствующих сервисов и рост числа их потребителей: если на конец 2015 года сервисом МегаФон ТВ пользовались 350 тысяч абонентов, то в марте 2016 уже 700 тысяч, а к лету по прогнозам их должно стать больше миллиона. Число абонентов, пользующихся Личным кабинетом на сайте оператора, превысило 4 миллиона.
Максим Токаренко отметил, что количество используемых СИМ-карт в Самарской области выросло на 5% и сегодня составляет 3,2 миллиона. Работает 2700 базовых станций, что доказывает лидерство компании «МегаФон» в нашем регионе. Связью обеспечено 98% территории области, работает 259 сервисных пунктов и 140 фирменных салонов «МегаФона». Годовой трафик передачи данных увеличился на 30%, почти 40% абонентов являются пользователями мобильного интернета. Количество СИМ-карт «МегаФона» у корпоративных клиентов за 2015 год выросло на 20%, а их трафик – в 1,6 раза. Заменено оборудование на 900 базовых станциях сети 2G, что увеличило зону надёжного приёма на 20%. Развивается связь в малых населённых пунктах.
Интересно, что максимальный трафик на одну базовую станцию зафиксирован в посёлке Новосемейкино. Там нет хорошего проводного оператора, и жители пользуются мобильным интернетом даже в стационарных условиях – в квартирах и коттеджах.
Количество базовых станций 4G увеличилось за год на 20%, и теперь они есть во всех городах Самарской области. Таким образом, доступ к высокоскоростному мобильному интернету получили 80% жителей региона.
Для улучшения качества связи специалисты компании анализируют распределение абонентов по территории, обслуживаемой базовой станцией и в зависимости от этого меняют положение антенн. 6% клиентских устройств, используемых жителями области, поддерживают LTE-Advanced (LTE+). Пока запущено несколько десятков базовых станций с поддержкой этого стандарта, но их количество будет расти. В зонах покрытия этих станций скорость сети 4G выросла вдвое. Максим отметил, что Самарская область является приоритетной для компании «МегаФон» и все новые решения в первую очередь запускаются у нас.
В 2016 году инвестиции планируется сохранить на уровне прошлых лет. Будет продолжена прокладка волоконно-оптических линий, строительство новых станций с поддержкой современных стандартов и переоборудование имеющихся.
Г-н Токаренко отметил, что бесплатные разговоры внутри своей сети предлагают и другие операторы, однако, поскольку наибольшее количество абонентов у «МегаФона, то у них и выше вероятность того, что разговор будет тоже с абонентом «МегаФона».
В 2015 году были введены новые тарифы с увеличенным трафиком передачи данных при одновременном снижении абонентской платы, поэтому у абонентов «МегаФона» есть веские причины зайти в личный кабинет или пункт обслуживания «МегаФона», чтобы сменить тариф на более выгодный. Сегодня уже 40% абонентов выбрали тарифы «Всё включено», в которые входят как голосовая связь, так и передача данных.
И хотя продажа устройств не является приоритетным направлением, г-н Токаренко представил брендированный планшет МегаФон Login с поддержкой 4G+ и голосовых вызовов всего (это действительно очень низкая цена для устройства с такими характеристиками) за 5887 рублей. Как только получу на тест – напишу о нём подробнее.