Модернизация российской экономики непременно должна предусматривать инновации в системе образования.
Билл Соудерс (Bill Souders), старший директор компании Cisco по корпоративным вопросам
Когда же, как не в сентябре, проводить мероприятия, посвящённые теме образование?
7 сентября 2011 года в московском офисе ООО «Сиско Системс» (бизнес-парк «Крылатские Холмы») состоялась пресс-конференция, посвященная недавно объявленным долгосрочным инициативам Cisco, направленным на развитие и модернизацию ИТ-образования в России.
Гостей и сотрудников представил глава пресс-службы ООО «Сиско Системс» Александр Палладин.
В мероприятии приняли участие Павел Бетсис, региональный менеджер компании Cisco в России, а с 1 августа (начало финансового года) – и других странах СНГ,
Франтишек Якаб, региональный менеджер программы Сетевых академий Cisco в России/СНГ,
Александр Турилин, координатор программы Сетевых академий Cisco в России,
а также Нэлла Прусс, национальный координатор проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в РФ
и Александр Хорошилов, национальный программный специалист Института информационных технологий в образовании ЮНЕСКО.
Александр Палладин подчеркнул, что на протяжении уже 14 лет, с 1997 года, компания занимается развитием образовательных инициатив в контексте глобальной некоммерческой программы Сетевых академий Cisco. Уже много лет эта программа реализуется и в России. В июне текущего года руководством Cisco было принято решение очень значительно, практически втрое, расширить масштабы этой программы в нашей стране. Затем в продолжение темы передал слово для короткого доклада Павлу Бетису.
Докладчик обратил особое внимание на тот факт, что образовательные инициативы являются для Cisco одним из приоритетов стратегии компании в России и составной частью остальных направлений, таких как развитие экономики, инновации, национальная безопасность, здравоохранение, культура и спорт. Наблюдается симметричное развитие бизнеса компании по отношению к тому, что важно для государства. Какими же путями движется Cisco? Это, прежде всего, тесное взаимодействие с правительством РФ (возглавив два года назад ООО «Сиско Системс», именно это Павел Бетсис сделал одним из главных приоритетов в своей деятельности), расширение инвестиций в НИОКР (стоит вспомнить участие Cisco в проекте «Сколково» и прошлогоднюю встречу Д. Медведева с Дж. Чемберсом в Калифорнии), в социальные сферы.
Говоря об образовательных инициативах компании Cisco, которые, как уже говорилось, являются частью её инвестиционного плана размером в миллиард долларов, г-н Бетсис напомнил о запланированной на конец ноября московской конференции Cisco Expo-2011 и, пригласив журналистов на это мероприятие, передал слово Франтишеку Якaбу.
Франтишек, по словам Александра Палладина, личность легендарная. Несколько лет назад он стал заниматься в Словакии программой Сетевых академий Cisco. Дело было поставлено таким образом, что Сетевые академии открылись во всех ведущих высших заведениях страны. В результате в Словакии была создана база для воспроизводства квалифицированных ИТ-специалистов. Увидев это, многие крупные зарубежные компании стали открывать офисы. В Словакию пошли инвестиции.
С докладом Франтишек поступил также решительно, начав своё выступление с описания трудностей в организации обучения и введения новых методик. Он рассказал, как стремительно меняется процесс обучения, становясь всё мобильнее и разностороннее.
Вторая часть выступления была посвящена непосредственно Программе, её ценностям и образовательной философии, которая за ней стоит. Франтишек охарактеризовал Программу, как самую большую и одну из самых успешных среди подготовленных частной компанией. Цифры подтверждают это: в феврале 2011 года Сетевые академии Cisco отпраздновали своеобразный юбилей: в них в этом году обучается 1 миллион студентов. Всего же с 1997 года выпускниками 10 тысяч Сетевых академий, действующих ныне в 165 странах, стали 4 миллиона студентов. В России количество Сетевых академий достигло 227 (к 2015 году Cisco берёт на себя обязательство увеличить число Сетевых академий в РФ до 650). При слове «экзамены» возникает священный трепет, но в данном случае озвученные цифры – 100 млн ! онлайн экзаменов сдано на сегодняшний день, а ежемесячно – 1 млн. говорят, что не боги горшки обжигают. Можно смело назвать Сетевые академии Cisco самым большим в мире классом, где ученики не витают в облаках, а с их помощью обучаются по 13-ти различным курсам и сдают экзамены. Чтобы это стало возможным, серверная база данных занимает объём 2,4 терабайта, и это больше объёма базы cisco.com.
Обучение не ради обучения. Опросы студентов, закончивших курсы, показывают, что обучение в Сетевых академиях Cisco помогает им найти работу вообще и высокостатусную работу в частности, даёт возможность продолжить учёбу, поднимает шансы на повышение зарплаты и получение стипендии.
Обозначив таким образом общие тенденции, Франтишек Якаб передал эстафетную палочку Александру Турилину.
Отметив, что компания Cisco вкладывает свои лучшие ресурсы в Программу, Александр детализировал те моменты, которые обозначили в своих выступлениях Павел Бетсис и Франтишек Якaб. Доклад был посвящён тому, что представляет собой Программа поддержки ИТ-образования, и в каких направлениях предстоит идти компании в ближайшие три года.
Одной из проблем ИТ-отрасли на данный момент является нехватка специалистов, потребность в которых будет только возрастать.
Выступая с инициативами в области общего, среднего специального и высшего образования, Cisco не обходит стороной и переподготовку безработных и граждан в стесненных экономических обстоятельствах. Будет расширен доступ к новаторским образовательным программам Cisco наряду с популяризацией инновационных методик преподавания. Основой этого являются договорённости, достигнутые в июне 2010 года на встрече Президента РФ Дмитрия Медведева с председателем совета директоров, главным исполнительным директором компании Cisco Джоном Чемберсом (John Chambers).
Так в рамках программы до 2014 года планируется модернизировать преподавание информационных технологий в 300 школах, 100 колледжах, 100 ВУЗах. Будет обучено свыше 47000 учащихся и свыше 1000 преподавателей.
Пути совершенствовании образования в области информационных технологий разнообразны. Cisco планирует организовать переподготовку преподавателей и работников сферы образования и на безвозмездной основе предоставить курс «Основы информационных технологий» из программы Сетевых академий Cisco для преподавания в школах РФ. В системе среднего специального образования Cisco предлагает свой вариант модернизации учебных планов по сетевым и телекоммуникационным дисциплинам, предоставляя на безвозмездной основе доступ к учебным материалам из портфолио своей программы Сетевых академий.
Во время учебных занятий студенты смогут оттачивать свои навыки на дорогостоящем оборудовании компании (коммутаторы и маршрутизаторы), которое также будет поставляться безвозмездно. У Cisco есть образовательный операционный партнёр – фонд, открывающий представительство в России. Именно ему Cisco передаёт своё оборудование, которым фонд владеет и на два года предоставляет в пользование различным образовательным учреждениям, контролируя использование его по назначению. По истечении срока оборудование передаётся в собственность этим организациям.
Что касается ВУЗов, то они находятся в состоянии реформы и переходят на новые образовательные стандарты, которые дают руководству свободу для определения учебной программы. Подобная ситуация позволит компании Cisco более плотно сотрудничать с ВУЗами в плане обучения студентов. Как подчеркнул Павел Бетсис: «Наша цель – поднять планку технического образования в стране».
Одним из путей достижения этого является сотрудничество с партнёрами школьных программ Cisco из Карелии, Москвы, Северной Осетии, Марий-Эл, Якутии. Особо стоит отметить начало совместной работы компании с институтом информационных технологий в образовании ЮНЕСКО и «Ассоциированными школами ЮНЕСКО» в рамках проекта «Умная школа».
Ассоциированные школы реализуют пилотные проекты для продвижения идеалов ЮНЕСКО с целью подготовки учеников к современному, стремительно меняющемуся миру. Как отметил Александр Хорошилов, в проекте две составляющие: повышение квалификации и профессиональное развитие учителей, передающих свои знания и навыки детям. При этом основное внимание акцентируется на четырех главных аспектах процесса обучения XXI века:
- учиться, чтобы знать;
- учиться, чтобы уметь;
- учиться жить;
- учиться жить вместе.
На сегодняшний день в рамках проекта «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) работают 200 российских средних общеобразовательных учебных заведений. Ещё 22 школы были зарегистрированы совсем недавно, о чём сообщила Нэлла Прусс. Именно в этих школах процесс обучения соответствует тем информационно-компьютерным технологиям, которые наиболее современны на сегодняшний день. Педагогами и учениками используются, как само собой разумеющееся, активные доски, электронные дневники и журналы.
Важным моментом в общеобразовательном процессе является получение и передача опыта среди учителей. Этому способствовала международная конференция «ИКТ и качество образования: ассоциированные школы ЮНЕСКО на пути к школе будущего», организованная Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании в тесном сотрудничестве с московским Бюро ЮНЕСКО, Университетом управления «ТИСБИ» (Казань), кафедрой ЮНЕСКО «Подготовка и переподготовка специалистов в условиях рыночной экономики» и Национальным координационным центром проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» (АШЮ) в РФ. Cоорганизатором мероприятия, проходившего 26-27 апреля этого года в Казани, выступила компания Cisco.
Помогая другим, Cisco помогает себе. Кто-то видит в этом подвох, а кто-то рациональную политику. Но так уж сложилось в современном мире, что отгородившись от остальных, ты не только отстанешь в своём развитии, но и затормозишь процесс совершенствования и продвижения вперёд всей цивилизации. Лишь общими усилиями, а не враждой и неприязнью можно улучшить мир.