Представленная в 2007 году система Cisco TelePresence 3000 произвела на меня очень сильное впечатление. Настолько сильное, что я не мог себе представить, что можно ещё здесь придумать.
Она получилась настолько совершенной и законченной, что улучшить её – это примерно, как улучшать картины Репина или песни Высоцкого – получится какой-нибудь Джигурда, да и всё. Конечно, впереди нас ждёт «безочковая» голография, но это далеко впереди: пока ни одна компания всерьёз о ней не заявляла.
Поэтому на интервью техническим консультантом отдела продвижения технологий «Cisco Collaboration» Сергеем Юцайтисом я шёл с некоторой опаской: если превзойти уже созданное нельзя, то о чём вообще говорить?
Поначалу так всё и выглядело: экран, камеры… Конечно, экран очень качественный, изображение будет получше, чем 7 лет назад, но здесь всё предсказуемо: мой домашний телевизор тоже стал другим. При этом разрешение осталось Full HD, не выше: дело не только в росте трафика, но и в том, что 4K не поддерживается стандартом сжатия видео H.264. Проблема использования стандарта H.265 ещё и в том, что ему требуется намного большая производительность процессора для кодировани/декодирования сигнала. Во всех системах используются порты HDMI, видимо, DisplayPort уходит в прошлое, так и не сумев победить.
Только вот камеры вели себя странно: в то время как одна была неподвижной, другая, обзорная, постоянно сканировала пространство. Оказалось, что система сама ищет объект и определяет оптимальный зум. Выглядит это так. При запуске системы одна камера показывает общий план без приближения, а вторая ищет объект для показа, использую технологию распознавания лица. Если лиц несколько, она запоминает их направление-расстояние, однако передаваемая картинка не меняется до тех пор, пока кто-нибудь не заговорит. Дальше вступает микрофонная система, которая умеет определять направление источника и фокусироваться на нём, отфильтровывая посторонние звуки. Но и это ещё не всё: система определяет характер действия. Если это «доклад» одного человека, то сканирующая камера фокусируется только на нём и делает такой зум, чтобы его изображение занимало весь экран, если же диалог ведут несколько человек, то она захватывает их всех. И только после того, как стало понятно, что именно следует показывать, и все параметры установлены, эта камера «выходит в эфир». Соответственно, та, что до этого показывала общий план, начинает сканировать пространство перед экраном, чтобы при изменении ситуации показать наиболее информативную картинку. Понимание ситуации потрясающее: надо ещё поискать операторов, которые могли бы с ней соперничать. Планы меняются не слишком часто, в глазах не мелькает.
По словам г-на Юцайтиса, такое мгновенное переключение на заранее настроенную камеру выгодно отличает решение Cisco от конкурентов. Камеры имеют магнитную подвеску, поэтому позиционируются бесшумно и очень точно. Угол обзора камер 87 градусов, при этом искажений практически не видно.
После первых восторгов появилось желание обмануть систему, но из этого ничего не получилось. Система натренирована даже на то, чтобы отличать изображение в зеркале от настоящего человека. Собственно, для этого, в частности, и нужно совмещение изображения со звуком: если органы чувств не дают расхождений, значит всё в порядке.
Устройство хорошо сконструировано, «без единого гвоздя» - все панели фиксируются магнитами, поэтому для доступа не требуются инструменты. Но и цена соответствующая: около 50 тысяч долларов.
Существует более дешёвый (почти вдвое) вариант двухкамерной системы, в котором блок камер с динамиками и микрофонами устанавливаются под универсальным монитором (ЖК-панелью). На полочке – средства управления системой. Конечно, в идеале камеры надо бы располагать в середине экрана, чтобы, глядя на собеседника, мы не косили, но, к сожалению, это невозможно L.
Следующий уровень – однокамерные системы. Здесь и сама камера попроще.
Наконец, настольные системы. Мне казалось, что производительности и эргономики современного компьютера должно хватать для нужд видеоконференцсвязи, однако Сергей сумел меня переубедить и логически, и демонстрацией продуктов. Дело в том, что настольные системы Cisco имеют интеллектуальную акустическую систему, состоящую из множества (не менее 10) микрофонов и динамиков. Такие системы позволяет фокусироваться на источнике звука, фильтровать посторонние шумы, исключать влияние динамиков на микрофоны. Они оборудованы качественными камерами, рассогласование между видео и звуком сведено к минимуму, в то время как даже у мощных компьютеров проблема рассогласования существует. Системы имеют сенсорные экраны и работают под управлением ОС Android, допускающей установку сторонних приложений. С учётом прогресса ОС Android, стремительно приближающегося по функциональности к ОС Windows, а в эргономике уже оставившей её позади, эти терминалы позиционируются как устройства будущего, призванные полностью заменить классический стационарный компьютер.
При этом настольные системы видеоконференцсвязи Cisco допускают их использование в качестве компьютерных мониторов: видеозвонок «прорывается» через сигнал компьютера.
Сложно монтируемые трёхэкранные системы, потомки той, что так восхитила меня в 2007 году, тоже есть в номенклатуре Cisco
и технически они, безусловно, стали более совершенными, но та, первая, навсегда останется в истории развития систем видеоконференций. Было в ней что-то неповторимое, как в старинном замке.