Интервью менеджера по развитию бизнеса Cisco Systems Павла Теплова журналисту Владиславу Боярову, 16 октября 2007 г.
На Форуме Cisco Expo, проходившем в Москве в середине октября 2007 года, я должен был взять интервью у менеджера по развитию бизнеса компании Cisco Systems Павла Теплова. С Павлом мы познакомились в Москве на презентации «коммуникационного PC» UC500 в апреле этого года, беседовали на демонстрации системы TelePresence в июне, и разговор обещал быть лёгким и приятным. Но встречи на Форуме не получилось, пришлось использовать электронные коммуникации, к тому же не такие продвинутые, как TelePresence. Надеюсь, что это повлияло только на скорость подготовки материала.
Владислав Бояров: 1. В июне 2007 года Cisco и «Микротест» показали потрясающую технологию TelePresence. Какое развитие получила она за это время?
Павел Теплов: К октябрю 2007 года системы TelePresence были закуплены более чем 50 различными пользователями, в том числе такими компаниями как AT&T, British Telecom, Media-Saturn, National Lambda Rail, Regus, Rogers Communications, SAP, Sprint-Nextel, Verizon, Wachovia Bank и Yahoo. В самой компании Cisco уже установлено более 130 систем TelePresence, которые работают в 60 городах 20 различных cтран мира. С их помощью сотрудники Cisco организовали около 29 тысяч конференций и почти 6 тысяч виртуальных встреч с заказчиками, что позволило компании сэкономить на командировках около 46 млн. долл.
В.Б.: Появились ли заказчики в России?
П.Т.: Да, в России официально оформлены уже две продажи (Подразделение немецкого ритейлера MediaMarkt и ОАО «РЖД». Прим.ред.), кроме того, недавно глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин использовал систему TelePresence для проведения виртуального совещания с сотрудниками на Сахалине. Я надеюсь, что в конце этого, начале следующего года будет несколько новых продаж в России и других странах СНГ, о которых мы обязательно сообщим.
В.Б.: Появились ли последователи/конкуренты?
П.Т.: Оба производителя систем видеконференций, занимающих 80% мирового рынка ВКС (видеоконференцсвязи), анонсировали выход продуктов со словом TelePresence в наименовании. Не все, но часть этих продуктов на самом деле являются видео-HD системами. Известная мне система со словом TelePresence, выпущенная одним из конкурентов, имеет разрешение 780p и в ближайшем будущем, как утверждает производитель, будет переведена на 1080p. При этом в анонсах наших конкурентов умалчивается о стоимости сервиса инсталляции. Между тем, в качестве инсталляторов предлагаются далеко не самые дешёвые мировые поставщики IT- и коммуникационных продуктов. Внешне же – и даже идеологически – появляющиеся «концепт-системы» остальных игроков (кстати, появляются и новые) очень похожи на то, что Cisco поставляет на мировой рынок с октября 2006 года.
В.Б.: Существует ли теоретическая возможность строительства таких переговорных комнат другими фирмами с возможностью полноценных сеансов связи с комнатами Cisco?
П.Т.: Такая возможность заложена изначально. Технология Cisco TelePresence построена на основе открытых стандартов коммуникаций: SIP, H.264, G.711, AAC-LD, QoS и т.д. Любой продукт других производителей, созданный с поддержкой этих стандартов и в соответствии с рекомендациями технологии Cisco TelePresence, будет совместим с системами Cisco.
Другой вопрос - использование картинки ВКС в сеансах связи TelePresence, так называемая совместимость видеосистем предыдущего и нынешнего поколений. Вот здесь возникает небольшая проблема, но не технического плана. Дело в том, что ВКС-системы обладают двумя эффектами: эффектом мультимедийности и эффектом ответственности. Мультимедийность – это возможность использовать видеоканал для передачи большего объема информации собеседнику (или собеседникам). Например, языком тела, жестами.
Эффект ответственности проявляется в том, что человек на виду, и ему сложно либо неудобно во время совещания отвлечься на что-либо еще (например, как это бывает в аудиоконфренциях, читать почту, разговаривать по мобильному телефону либо шептаться с коллегами). В результате он больше сосредотачивается на сути совещания, что приводит к более глубокому пониманию и ускорению последующих процессов.
Система же на базе технологии Cisco TelePresence добавляет еще два эффекта: эффект присутствия и эффект простоты.
Эффект простоты – это кардинальное изменение правил управления совещанием. Совещание начинается нажатием одной кнопки или простым звонком. Кроме того, нет необходимости что-то настраивать или менять - переговорная комната всегда готова к работе, в ней уже все настроено. А еще - простота демонстрации презентаций со своего компьютера: не надо заранее все выкладывать на сервер или подходить к специальному разъему в комнате, можно просто подтянуть к себе провод и подключить свой компьютер. Упомяну также простоту планирования мультисайтовых совещаний с помощью привычных систем календарного планирования, персональные компьютерные и электрические розетки для каждого участника совещания и т.д.
Эффект же присутствия создается за счет использования видео- и аудиоуловок, адаптивной подстройки качества HD изображения и объемного звука под канал передачи для создания эффекта присутствия собеседника в этой же комнате. По сути, мы расширяем видеоканал из состояния картинки до состояния возможности харизматического обмена информацией.
Так вот, когда мы говорим о совместном использовании систем TelePresence (4 эффекта) с системами ВКС (2 эффекта), то возникает небольшое затруднение с точки зрения восприятия конечным пользователем. Суть выражается в том, чтобы в интерфейс пользователя системы с четырьмя эффектами, встроить систему ВКС всего с двумя эффектами и при этом не получить конечный интерфейс пользователя, который в результате органичен только двумя эффектами. Например, как совместить простоту установления связи в TelePresence (одно нажатие кнопки или просто звонок с телефона) и пульт с большим набором кнопок в системе ВКС. Как и куда вывести значительно более низкокачественное изображение от ВСК так, чтобы эффект присутствия не исчез? Поэтому вопрос совместного использования систем TelePresence и ВКС это не только техническая задача. Это и задача разработки НОВОГО интерфейса пользователя для нового вида мультимедийной связи.
В.Б.: 2. Каковы перспективы внедрения унифицированных коммуникаций в совсем малый бизнес (до 50 человек) и в дома?
П.Т.: Приложения унифицированных коммуникаций уже сейчас активно используются малым бизнесом и домашними пользователями: это и интернет-пейджеры, и SMS-ки, и бесплатная электронная почта, сообщающая на мобильный телефон (SMS) о новом сообщении, которое можно посмотреть через GPRS. Упомяну также сервисы получения факсимильных сообщений, услуги «виртуального секретаря» или «виртуального офиса» и т.д.
Другое дело, когда малый офис готов перейти на использование профессиональных инструментов, предоставлявших ему эти возможности. Не бесплатных, не небезопасных и не связанных между собой, а профессиональных, специально созданных для бизнеса – так сказать, все в одном флаконе.
Приведу такую аналогию. Профессиональный электролобзик прослужит дольше и обеспечит больше циклов пиления. Суммарная себестоимость каждого распила по отношению к закупочной и эксплуатационной стоимости такого прибора будет ниже по сравнению с бытовым лобзиком, который быстро сломается, если им будут пользоваться ежедневно.
Точно так же дело обстоит с профессиональными инструментами связи и комплексными профессиональными приборами для унифицированных коммуникаций. Их массовое внедрение уже происходит, а информационный шум, мода, накапливаемый бизнесменами опыт и специальные финансовые условия от Cisco Capital только ускоряют эти процессы.
В.Б.: Могут ли IP Phones с поддержкой WiFi составить реальную конкуренцию телефонам стандарта DECT?
П.Т.: WiFi и DECT-телефоны используются для решения двух разных задач.
DECT-телефоны, в основном, применяются там, где нужна только телефонная связь и больше ничего. В этой нише DECT-технологии идеальны, так как показатели энергосбережения и стоимости трубок здесь подходят идеально.
WiFi-трубки позволяют «терминировать» не только голос, но и данные от корпоративных приложений и сервисов, в том числе данные от приложений унифицированных коммуникаций. В тех случаях, когда мобильным сотрудникам необходим сервис мобильности, включающий не только голос, но и дополнительный коммуникационный и IT-интеллект, WiFi-трубки становятся идеальными.
Существует еще одна тенденция – объединение GSM и WiFI-каналов в корпусе одной трубки. В сочетании с новыми энергосберегающими стандартами VoWiFI это открывает новые горизонты возможностей.
В.Б.: 3. Внедрение унифицированных коммуникаций в России (кроме Москвы) сдерживается высокими тарифами. Будет ли, на Ваш взгляд, происходить выравнивание тарифов, или разница будет расти? Каковы, по-Вашему, причины такого явления (реклама в Москве – 2Мбит/сек = 197 руб., 1Мбит/сек = 167 руб. Самара – 256кбит/сек = 900руб при ограничении 5Гбайт/мес)?
П.Т.: На себестоимость использования технологии VoIP, входящей в состав унифицированных коммуникаций, безусловно, влияет стоимость IP-каналов. В приведённом примере с Самарой не хватает одной цифры: сколько предпринимателю будут стоить звонки между офисами через того же оператора, который устанавливает драконовские цены на IP-каналы?
Если стоимость звонков через городскую сеть низкая, то, конечно же, никакой разницы нет. Но если и телефонные минуты так же дороги, как IP-каналы, то получится, что звонить между офисами через IP дешевле.
Плюс к этому, сервисы унифицированных коммуникаций позволяют звонить не только дешевле, но и более интеллектуально (быстрее). А это значит – эффективнее и быстрее работать, чем конкурент. Правда, это сложнее измерить в денежном выражении, если подходить к вопросу поверхностно. За рубежом периодически проводятся исследования «с погружением», и всякий раз они дают один и тот же ответ: сервисы унифицированных коммуникаций действительно возвращают деньги.
Причины разной стоимости каналов в Москве и Самаре исключительно в конкуренции. В Москве большинство жителей и предпринимателей могут выйти в Интернет через нескольких операторов связи: начиная от домовой сети и заканчивая DSL и WiFi. Поэтому они могут выбирать, то есть их покупательская сила выше, чем у поставщиков услуги.
В Самаре пока покупательская сила потребителей ниже. Возможно, потому, что предложение ограничено. А вот почему предложение ограничено – это уже комплексный вопрос.
В.Б.: 4. WiMax. В начале 2004 года в Нижегородском университете Intel при содействии Cisco запустил первую беспроводную вузовскую сеть. На IDF 2007 Intel объявил о создании мобильных устройств с поддержкой WiMax. В пресс-релизах Cisco мне не удалось найти информации о поддержке этой технологии (вопросы составлены 12.10.2007. Прим.ред.). Каковы причины? Существует ли, на Ваш взгляд, альтернатива для WiMax вне городов (в Самаре это жители коттеджных посёлков на островах и за Волгой, пользователи на катерах и яхтах, да и «простые» отдыхающие в палатках и на турбазах)? И, конечно, интересно узнать о планах (если они есть) Cisco в отношении WiMax.
П.Т.: Cisco только что подписала обязывающее соглашение (пресс-релиз вышел 25.10.2007. Прим.ред.) о покупке одного из лидеров рынка широкополосных мобильных технологий WiMAX 802.16e-2005 – компании Navini Networks. Эта компания одной из первых интегрировала технологию «интеллектуального формирования луча» (Smart Beamforming) с антеннами MIMO, что позволило резко повысить производительность и расширить дальность действия услуг WiMAX, а также сократило капитальные и эксплуатационные затраты операторов. В руководстве Cisco считают, что наши решения для широкополосной беспроводной связи, которые теперь поддерживают технологию WiMAX, сыграют решающую роль в реализации стратегии компании, содействующей преодолению цифрового неравенства и преобразованию стран с развивающейся рыночной экономикой. Cisco активно работает в этих областях, чтобы предоставить широкополосные услуги населению и предприятиям стран с быстроразвивающейся экономикой.
В.Б.: 5. Насколько востребованы видеофоны? Растёт ли процент их продаж относительно телефонов?
В корпоративном секторе видеотерминалы, в основном, устанавливаются у топ-менеджеров и продвинутых пользователей.
В.Б.: 6. Насколько востребованы беспроводные решения? В каталоге присутствует только одна модель IP Phone 7920 поддерживающая стандарт (я бы сказал, устаревший) 802.11b.
П.Т.: Модель 7920 уже больше года как снята с производства. Ей на смену пришёл телефон 7921, заметно улучшенный и по энергосбережению, и по wifi-протоколам.
Востребованность беспроводных решений чаще всего возникает в офисах с мобильными сотрудниками (коих в последнее время уже очень много), на складах, в публичых местах (гостиницы, вокзалы) и в частных квартирах. Практически в каждой третьей сделке, где Cisco выполняет комплексную модернизацию сети заказчика, присутствует и WiFi-сегмент сети.
В.Б.: 7. Пару лет назад Intel демонстрировал (название точно не помню) телефонию бизнес-класса, где голос не обрезался на частоте 4КГц, как в обычных телефонных сетях. Слышно было значительно лучше, голос более естественный. Однако на сайте Cisco сказано, что «качество голоса остается как минимум таким же, если не лучше, по сравнению с услугами, предлагаемыми традиционными системами телефонии». Планируется ли значительное улучшение качества против обычного телефона (хотя бы по внутренним сетям), или Cisco не видит такой потребности?
П.Т.: Диапазон голоса зависит только от используемого кодека – алгоритма преобразования голоса в IP-пакеты. Кодек G.711 не сжимает голос, то есть 64кб/сек = 4КГц, в IPctnb это примерно 88Кб/сек/. Кодек g.729 – сжимающий, и качество голоса, конечно же, теряется.
Вместе с тем уже более четырёх лет оборудование Cisco: IP-телефоны, голосовые шлюзы, и т.п. поддерживают кодек g.722 – 128Кб/сек (или, если мне не изменяет память, это 8Кгц). Иными словами, у Cisco такие системы появились достаточно давно. 64Кбит/сек или 4Кгц были выбраны телефонным стандартом на заре проектировании цифровых систем телефонной связи еще в прошлом веке.