Интервью менеджера по развитию бизнеса ООО «Сиско Системс» Павла Теплова журналисту Александру Семёнову, 1 декабря 2009 г.
Александр Семёнов: Почему именно сегодня так важны стали инструменты для совместной работы?
Павел Теплов: Появление персональных компьютеров знаменовало собой первую волну повышения производительности труда в компаниях и на предприятиях (примерно на 10-15%), когда появилась возможность самостоятельно создавать тексты и документы, а также автоматизировать определённые процессы. Вторую волну роста (на 7%) породило объединение этих ПК в сеть, а третью – появление общедоступного Интернета и электронной почты. Сейчас пришла пора четвёртой волны, которую порождает совместная работа пользователей Интернета и ПК.Александр Семёнов: Почему именно сегодня так важны стали инструменты для совместной работы?
Ведь по сути своей бизнес – это коллективный труд многих людей, и теперь технологии коммуникаций и вычислений делают этот труд гораздо более производительным. Средства для совместной работы позволяют всем участникам бизнеса всё время быть рядом друг с другом. Компании уже созрели для такой совместной работы, и мы лишь предоставляем им удобные средства для неё.
В каких отраслях экономики особенно важны и востребованы средства для совместной работы?
Я думаю, нет таких выделенных сфер. Естественно, для малого бизнеса, в котором участвует немного людей, эти средства менее актуальны, поскольку люди и так могут общаться друг с другом. А вот в средних и крупных коллективах они сразу же дают ощутимую выгоду. Сотрудники начинают чувствовать себя единой командой, что очень важно для решения любых задач и проблем.
Совместная работа очень важна в медицине при проведении консультаций. В финансовых организациях бывает потребность быстро принять коллегиальное решение в связи с резкими колебаниями рынка. В общем-то, где угодно проводятся совещания, а средства для совместной работы позволяют проводить их максимально оперативно и удобно для всех его участников. При этом, такие удаленные совещания позволяют не только использовать различные документы, чертежи, аудио и видеофайлы, но и документировать весь процесс общения. Новые средства для совместной работы дают возможность очень быстро найти нужного человека и включить его в общение уже в процессе совещания. В компании Cisco такие средства поиска называются корпоративно-социальными сетями.
Средства совместной работы позволяют сотрудникам работать в удобном и комфортном для себя режиме: они не привязаны к одному месту и могут мобильно передвигаться, но в нужный момент всегда быть на связи. При таком оперативном сотрудничестве и сохранении всего контента общения более заметным становится вклад каждого участника.
Но и небольшие коллективы могут использовать средства для совместной работы, например, вообще не арендовать офис и работать из дома. Таким образом, им удаётся сэкономить немало средств.
Можно ли использовать средства для совместной работы в сферах образования и развлечения?
Во время Cisco Expo 2009 в октябре был прекрасный пример проведения удалённого концерта с помощью технологии Cisco TelePresence. Я уверен, что это только первая ласточка и скоро мы услышим о самых разных примерах использований новых технологий в шоу-бизнесе. Не забывайте, что социальные сети родились из развлечений, как и многие другие современные технологии.
Однако, при этом не надо забывать и о том, что компания Cisco создаёт продукты корпоративного класса. Их можно использовать в сфере развлечений, но в ней есть свои особенности, например, гораздо меньшее внимание уделяется вопросам безопасности. Высокий уровень безопасности может даже мешать развлекаться.
Я думаю, на основе наших технологий будут делаться конкретные решения для самых разных сфер. Один из таких примеров – для спортивных учреждений – уже реально внедряется в жизнь.
Что из анонсированных решений для совместной работы используете лично Вы в своей повседневной практике?
У меня в компьютере постоянно работает WebEx, который очень часто становится настоящей палочкой-выручалочкой. В моем мобильном телефоне работает функция «единого номера», то есть на него перенаправляются все звонки с моего офисного телефона. Когда я готовлюсь к презентациям, то всегда использую наш внутрикорпоративный портал. С его помощью мне не приходится просматривать множество других презентаций, я ищу и быстро нахожу необходимый мне контент. Он бывает выложен в виде аудио или видеофайлов, и таким образом удаётся найти именно то, что нужно для конкретной презентации.
Ежедневно у меня бывает два-три совещания, в которых я участвую через WebEx. Либо я подключаюсь туда, куда меня приглашают, либо сам становлюсь инициатором обсуждения какого-нибудь вопроса.
Лично я привык работать в одиночку. Может средства совместной работы – это удел молодежи и завтрашнего дня бизнеса?
Естественно, у каждого есть свои привычки, но я думаю, Вы заблуждаетесь, когда говорите, что работаете в одиночку. Вы в одиночку готовите материал, но ведь потом он верстается и печатается. А в процессе подготовки статьи к печати возникают десятки вопросов – как здорово было бы решать их оперативно в режиме онлайн. Вы просто не пользуетесь этими возможностями, которые существенно увеличат и скорость, и качество работы вашего издания. Это особенно актуально для Интернет-изданий, где скорость становится конкурентным преимуществом.
Даже в большинстве западных стран, где индивидуализм – это главенствующая идеология, средства для совместной работы очень активно внедряются в жизнь, поскольку позволяют получать большую отдачу от каждого работника. Это первый аргумент в их пользу. Второй аргумент – глобализация бизнеса. Для того, чтобы связать воедино рассеянные по разным странам и городам подразделения крупных компаний и синхронизировать работу в них, просто необходимы средства для совместной работы. Cisco со своей стороны предлагает технологические возможности для удовлетворения этих потребностей компаний.
Можете ли вы привести примеры использования средств для совместной работы в России?
Здесь я вижу интересный тренд: есть два ярко выраженных полюса, первый – очень крупные компании, Сбербанк, Газпром – их даже не приходится убеждать в необходимости новых средств для совместной работы; второй – небольшие компании, которые рассматривают эти средства, как способ снижения издержек. Все компании, находящиеся посредине между этими двумя крайними случаями, интересуются нашими решениями в том случае, если в них есть энергичные менеджеры, которые осознают их значимость.
После моей презентации в Астрахани, ко мне подошел менеджер одной из компаний и сказал, что WebEx им очень нужен. Когда я разговаривал с руководителем этой компании, вопрос стоял так: что нам это даст и сколько будет стоить. Здесь уже не стоит вопрос о перспективности той или иной технологии, а каждый решает свои собственные проблемы. Наши решения готовы помочь и в таком случае.
Ещё один пример – небольшая юридическая компания много лет пользовалась традиционными методами для ведения документации и записи информации на диктофоны. После открытия офиса в Санкт-Петербурге оперативно обмениваться материалами на обычных носителях стало сложно. После прихода в эту компанию энергичного менеджера они начали работать в режиме Web-конференций, и обмен оперативной информацией сразу вышел на более высокий уровень. С помощью технологий для совместной работы бизнес компании стал более эффективным и соответственно – прибыльным.
Спасибо большое за интересное и содержательное интервью.