Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

 

Эта статья была опубликована в самарском издании «DOT-инфо» в 2003 году. Она не потеряла актуальности и сейчас.

– Вы когда-нибудь смотрели через тюремный глазок?
– …
– А с какой стороны?

Компьютерную технику покупают дилетанты. Если у вас уже был автомобиль, и вы покупаете второй, то вы – опытный покупатель. А вот если вы собираетесь купить второй компьютер (или модернизировать первый), то здесь многое успело поменяться. Паспортные характеристики компонентов говорят о том, как все должно работать, но есть еще нюансы... Поэтому сервис начинается с честного информирования покупателя о его потенциальной покупке.

Вот пример информации: «устройство поддерживает воспроизведение видео в формате МРЕG2 с шестиканальным звуком». Вы можете подумать, что это новый компьютерный компонент - видеозвуковая карта. Нет, это обычный привод DVD. Разумеется, если ему встретится файл «в формате МРЕG2 с шестиканальным звуком», он его тоже прочитает. Он просто не понимает формата прочитанных им файлов, и «поддерживать воспроизведение» - это принципиально не его функция. Вам нужны такие «консультанты»?

Эмоциональные выражения типа «ХХХ – это торговая марка мониторов, ставшая за послание годы синонимом невиданного успеха», присутствующие на сайте продавца, также могут означать только одно: вместо лечения ваших болячек вам будут продавать именно это лекарство. Здесь правят бал «маркетологи», а не профессионалы. Вы же примерно представляете, чем отличается продавец гербалайфа от настоящего доктора? Так и здесь.

Но даже честный продавец - это продавец. И ему надо продать, в том числе и залежавшиеся остатки. Поэтому лучше идти за покупкой со своим подкованным знакомым, который и потом будет представлять ваши интересы у продавца (не стесняемся же мы нанимать адвоката).

Борис Назаров и Владимир Сатин. Компьютерная фирма «Оргпанорама». Самара.

Идеальный случай - заманить в торговый зал для консультаций кого-нибудь из сервисной службы. Потому что сервисная служба – это ум, честь и совесть любой фирмы (или, по крайней мере, ее наиболее умная, честная и совестливая часть). Сразу предупреждаю, что сделать это будет нелегко. Зато в случае успеха, вам будет кому посмотреть в глаза и спросить: «Это ты мне советовал?» Действует безотказно.

Даже когда компьютер не включается, не все очевидно. Некоторые вирусы способны убить информацию в микросхемах материнской платы, и тогда вам предложат заплатить за «перепрошивку BIOSа». Это справедливо, поскольку это именно вы, а не продавец занесли вирус.

Большинство случаев не так очевидны. Более того: вы ведь использовали нелицензионный Windows? А потом покупали какие-то CD на лотке и инсталлировали все подряд. И здесь вам уже придется просто верить сервисной службе: где виновато «железо» (за что отвечает продавец), а где уж ваши «очумелые ручки». Или не верить, и вот тогда понадобится «адвокат».

Например, при попытке прочитать потертый CD, дисковод исчезает из системы до перезагрузки. Продавец уверяет, что привод не обязан читать диски любого качества. Это так, пусть не читает, но и пропадать из системы он не имеет права. Это уже гарантийный случай.

Но бывает, что диск разлетится в дисководе, а покупатель приходит в магазин с грозным требованием заменить привод. Не надо. Привод вращает диск, создается центробежная сила, на диске была трещина. Зато, когда у вас на самом деле произойдет гарантийный случай, сервисная служба будет относиться к вам уже с меньшим доверием.

А это очень важно - заслужить доверие сервисной службы.

Негарантийный случай

Не хочется называть фирмы, модели и фамилии. Так вот, один крупный производитель материнских плат неудачно купил партию конденсаторов (емкостей) для своих изделий. Через 3 года эти емкости стали приходить в негодность. В Самаре есть несколько умельцев, которые перепаивают эти емкости, и есть сервисные службы, которые держат связь с этими умельцами. Вам все сделают, только не обвиняйте ни в чем продавца: он не мог знать, что случится с этими изделиями через три года эксплуатации.

Пломба

Желательно, чтобы ее не было. Вам может понадобиться просто выдуть пыль из системного блока: не везти же в сервис Многие фирмы просто клеят свои метки на все компоненты («стикерят»). В конце концов, механические травмы и так видны, а пломба на корпусе - это просто лишний повод придраться к покупателю.

Плавающий дефект

- А вот иногда у меня случается...
- А показать сможете?
- Вы что, мне не верите?

Подобный разговор – не такая уж большая редкость. Поэтому, если у вас появился плавающий дефект:

1. Не бегите сразу в сервис.

2. Попробуйте сформулировать, в чем это выражается (что конкретно происходит, какие сообщения выводятся на экран), и аккуратно запишите.

3. Очень хорошо, если вам все же удастся найти закономерность: делаем раз-два-три – появляется XXX. Таким образом, вы переводите дефект из плавающих в постоянные.

4. Если не удается найти строгую закономерность, соберите хотя бы статистику: чаще бывает сразу после включения или, например, поздно вечером.

Дело в том, что мастер не может исправлять дефект, который ему не удается наблюдать. Даже если у него есть какие-то догадки, то, как он узнает, что действия его принесли положительный результат: все как работало, так и работает. Еще один важный момент: у мастера может не хватить фантазии на то, чтобы воспроизвести ваши действия. Компьютер будет неделю стабильно работать в мастерской, а всего-то надо было нажать нигде не документированную комбинацию клавиш.

Окружающая среда

Это температура, сквозняки, пыль. Когда-то компьютеры (ЭВМ) работали в термостатированных помещениях, где практически не было пыли. И без второй обуви и белых халатов вход туда был запрещен. Нынешние компьютеры более неприхотливы, но есть же предел. Если у вас проблемы, посмотрите, не искрит ли розетка, померяйте напряжение. Из жизни: испортилось изображение на мониторе, требуют заменить по гарантии. В конце концов выясняется, что соседи за стенкой включили «козла» (уже холодно, а все не топят), и мощное электромагнитное поле не дает электронам правильно лететь в кинескопе.

Невезуха

Это, конечно, не научно, но «невезуха» тоже имеет место. Запомнился один случай: детский приют на какие-то спонсорские деньги покупает компьютер. Компьютер честно работает месяца три, а потом следующие три месяца у него по очереди ломается все. Ну, прямо по законам Мэрфи и именно на этом несчастном экземпляре. Сервисная служба меняет память, жесткий диск, материнскую плату, потом опять память... Заведующая приютом требует заменить системный блок. Сервисная служба чешет затылки: «Да мы уже и так все поменяли. Может, корпус поменять?» Потом полоса невезения заканчивается, вот уже больше года не жалуются.

Ну что тут посоветовать? Только терпения. Понимания, что не все зависит от продавца и сервисной службы. Можно еще вспомнить анекдот: «На стадионе 20 000 зрителей, 22 игрока на поле, судьи. Ну почему эта птица нагадила именно на меня?»

Комплекс

Бывает, что по отдельности все работает, а вместе не хочет. Точнее и вместе все работает, но как-то криво. Поэтому старайтесь покупать все в одном месте, чтобы за весь комплекс кто-нибудь отвечал. Иначе отвечаете исключительно вы, и вернуть или поменять исправный компонент, не желающий правильно работать в данном комплексе, скорее всего не получится.

Вместо эпилога

Вам хочется узнать, куда идти? Пароли и явки не выдам. Цитаты про мониторы и дисководы являются подлинными, но эти слова будут убраны с сайтов после выхода статьи, так что не ищите.

Если же говорить серьезно, то, на мой взгляд, каждый владелец компьютерной техники нуждается в постоянной заботе со стороны профессионалов. Кому-то надо протянуть к модему вместо «лапши» витую пару, кому-то подключить видеокамеру, кому-то выбрать наладонный компьютер. И путь я вижу только один: вспомните своих наиболее грамотных знакомых, походите по фирмам, пообщайтесь с персоналом. Где-нибудь да и сложатся отношения, вы будете просто заходить туда поболтать, и вам там будут рады. Появится доверие, и вам будут не «впаривать», а от души советовать то, что купили (бы) себе. И кроме работающего компьютера результатом посещений сервисной службы будет ваше хорошее настроение. От общения с хорошими людьми.

----

Куда движется розница?

Куда движется розница? Статья Владислава Боярова. 19.04.2024 г

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША»

«КАТЮША» в «Пастернаке»: «КАТЮША». Статья Владислава Боярова. 08.04.2024 г.

Pantum в Самаре: business as usual

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.