Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Веками информация ассоциировалась в первую очередь с напечатанными на бумаге текстами, картинками, чертежами, схемами и прочими изображениями. Конечно, в теории информацией является всё, что мы воспринимаем своими органами чувств, но на практике это была всё же печатная продукция, которую можно снять со своей полки или взять в библиотеке, просматривать (прочитывать) в удобном темпе, делать в ней закладки, делать из неё выписки, давать на неё ссылки.

Также в сознании людей не разделялась собственно информация и форма представления этой информации. Музыка записывалась нотами, слова буквами, числа цифрами.

Поколения конструкторов выросли в понимании того, что поскольку главным конструкторским документом на сборочную единицу является спецификация, а на деталь – её чертёж, то и абстрактная информация об этих видах изделий (по ЕСКД) отождествлялась с конкретными документами: спецификацией и чертежом. Что естественно, поскольку других способов фиксации и передачи этой информации никто в своей работе не использовал.

Однако с появлением информационных технологий (ИТ) оказалось, что создавать и хранить информацию о сборочной единице удобнее не в виде текстовой спецификации, а в виде таблиц базы данных, где одна таблица представляет собой состав изделия (поля «Куда входит», «Что входит», «Количество», причём в поля «Куда» и «Что» записываются только идентификаторы), а другие таблицы содержат наименование, обозначение,  массу и прочие реквизиты, относящиеся к этим «Что» и «Куда», в том числе, чертежи и другие документы. Такой способ позволял не просто записать в базу информацию обо всех изделиях, но и делать разнообразные запросы и формировать отчёты. Например, построить наглядное иерархическое дерево составов, причём не только «вниз» - и чего состоит интересующая нас сборочная единица, но и «вверх» - куда она входит. Сканируя «дерево вниз», можно было формировать различные документы: как те, что оговариваются ЕСКД (например, ведомость покупных на всё законченное изделие), так и те, которые нам по каким-то причинам понадобились (например, все детали из определённого материала имеющих массу в некотором диапазоне).

Такие примеры можно привести из многих областей, просто конструкторскую работу я знаю досконально, к тому же эту структуру базы, которая сейчас применяется повсеместно (в частности, в системе АСКОН ЛОЦМАН), сам и придумал.

Ещё занятнее та метаморфоза, которая случилась с чертежами. Вместо набора видов и разрезов, изображаемых на ватмане, появился объёмный (3D) образ, который можно масштабировать, вращать, разрезать на экране компьютера. Со временем в этот геометрический образ добавилась информация о материале, появилась возможность добавлять тепловые деформации и/или смотреть, что произойдёт с объектом под воздействием сил.  И, разумеется, мы легко можем создать копию такой детали, произвести в ней изменения и посмотреть, как эти изменения скажутся на интересующих нас характеристиках.

Из всего этого (а я дал самый краткий перечень) следует, что современную хранимую информацию мы часто не можем распечатать в принципе, поскольку она совершенно не похожа на то, что традиционно называется документом.

То есть, так называемая «цифровизация» или «информатизация», это не просто замена бумаги (печати) записями на «электронных» (пишу в кавычках, поскольку все эти термины не отражают сути явления) носителях, а создание (хранение, передача) качественно иной информации, отобразить которую на бумаге невозможно.

Поначалу проблему в замене «бумаги» на «цифру» представляло отсутствие подписей – мы же привыкли к ним на документах. Но с появлением электронной подписи последний повод печатать документы исчез. Генеральный директор группы АйтиКонсалт Павел Самойлов, отвечая на мои вопросы, сказал, что они внутри компании давно отказались от бумажной документации и печатают что-либо только по просьбе партнёров. Иногда происходят просто анекдотические случаи. Например, когда на электронной торговой площадке заключается договор, а партнёр просит сделать его в бумажном виде, и при этом приоритет всё равно остаётся у электронного договора, подтверждённого электронной подписью. То есть, если случится несоответствие электронного варианта бумажному, то любой суд признает истинным электронный.

Внедрением безбумажных технологий и занимаются компании направления АйтиКонсалт. Однако для того, чтобы такое внедрение состоялось, нужно понимание руководителем заказчика процессов, происходящих на возглавляемом им предприятии (организации, учреждении) и политическая воля для доведения дела до конца. И, конечно, чтобы это предприятие не было в таком упадке, когда любая реформа для него непосильна и даже гибельна.

На пути к описанному выше великолепию находится так называемый Managed Document Services (MDS), наиболее активно продвигаемый компанией Kyocera. В этом случае основу информации представляет не запись в базе или ещё какой-нибудь не сводимый к документу виртуальный объект, а некий электронный аналог бумажного документа. Соответственно, всё, что может такая система, это оптимизировать документооборот, снизить объём печати, но не исключить его. Главный же недостаток MDS заключается в том, что мышление в парадигме документов не позволит произвести качественные преобразования: сколько ни оптимизируй печать чертежей, всё равно не добьёшься того эффекта, который даёт переход к объёмным геометрическим объектам и далее к цифровым прототипам. Такая оптимизация представляется наименее интересной: аудит и реформы придётся проводить серьёзные, а эффект получится незначительный, половинчатый.

Наконец, низшая ступень оптимизации – это удешевление получаемой копии без влияния на бизнес-процессы. Здесь настоящее раздолье для компаний, занимающихся чисто печатью. От владельца бизнеса не требуется затрат, от руководителя – особых усилий, реорганизация минимальна, экономический эффект виден невооружённым глазом и его легко подсчитать.

Тем не менее, существуют виды деятельности, где отказ от печати невозможен, по крайней мере, на нынешнем этапе. Управляющая компания (УК) вполне могла бы выставлять счета по электронной почте, только вот как отреагируют на это жильцы? Точнее, у многих ли есть адрес, к тому же зарегистрированный на Госуслугах, чтобы УК могла доказать факт выставления счёта? Поэтому остаётся констатировать, что  светлое безбумажное время наступило далеко не для всех, остальным же пока придётся просто стараться удешевить печать.

----

Комбридж: ИТ по-грузински в Самаре

Комбридж: ИТ по-грузински в Самаре. Статья Владислава Боярова. 03.08.2019 г.

Манго Телеком: команда «Голос!»

Cisco: по главной улице с оркестром

Cisco: по главной улице с оркестром. Статья Владислава Боярова. 21.07.2019 г.