Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Строго говоря, следовало бы написать «О выборе клиентского устройства», но для заголовка это было бы слишком заумно. Тем не менее, речь пойдёт как раз о тех устройствах, с помощью которых пользователь ходит по интернету, пишет электронные письма, общается в социальных сетях и выполняет работу.

Классифицировать эти устройства можно по различным основаниям: стационарные и мобильные, под классическими операционными системами (Windows, MacOS) и «лёгкими» (Android, iOS), игровые и «офисные». Уже отсюда понятно, что на первом этапе пользователь должен сделать главный выбор (или следовать своим привычкам и опыту, что в принципе одно и то же), а далее уже оптимизировать его внутри выбранной категории. Что, разумеется, не исключает на каком-то этапе этого выбора возврат к началу: например, если становится понятно, что задачи, запланированные для десктопа сегодня можно решить на «планшьютере» (или, как его называет Intel – «2-в-1»). Я не шучу: совсем недавно мне довелось протестировать такие устройства от Acer и ASUS, и результаты превзошли мои ожидания. Это уже не «2-в-1», а «всё-в-одном» - от планшета до полноценного десктопа.

Хочу донести до сознания пользователей одну важную вещь: компьютеры Apple (как бы эта компания не пыталась дистанцироваться от остальных со своими «Think different», и называя свои компьютеры Mac`ами, а не просто персональными компьютерами (PC)) построены на той же архитектуре, на тех же компонентах и по той же технологии, что и все остальные. Поэтому, если вам по какой-то причине важно, чтобы это был именно Mac, конечно, покупайте его – он не хуже остальных. Однако, если для вас не так уж и важно наличие надкусанного яблока на крышке – не переплачивайте за него свои кровные, потому что эти компьютеры ничем и не лучше остальных.

Разумеется, общие рекомендации здесь остаются прежними: в первую очередь обращать внимание не на внешний вид (я не про компоновку, а именно про «рюшечки»), а на характеристики устройства и его функциональные возможности. Народная мудрость «с лица не воду пить» актуальна и здесь. Конечно, после того, как с характеристиками определились, можно выбирать и внешность, но именно в таком порядке.

Однако есть ещё один параметр, на который редко обращают внимание – это возможность отремонтировать устройство, заменить пришедшие в негодность компоненты. Пожалуй, единственная категория, где на это можно не обращать внимание – старые добрые десктопы. Они как были, так и остались с идеально взаимозаменяемыми частями, различающимися только поколениями и характеристиками. То есть диск WD в любой момент можно заменить на Seagate, а видеокарту NVidia на AMD (ATI), при необходимости накатить драйвера, и всё будет прекрасно работать.

А вот с мобильными устройствами, которых сейчас большинство, история другая. Вот несколько случаев из моей личной практики. Именно личной, а не клиентов или друзей.

В 2010 году, когда Cisco пыталась работать с консьюмерским рынком, мне подарили её (точнее, купленной ей компании Pure Digital Point & Shoot) камеру Flip Video. На тот момент камера представляла собой уникальное сочетание качества и компактности, но со временем аккумулятор деградировал и потребовал замены. А замену найти не удавалось. Кроме того, «особенность» её софта не позволяла снимать, если к ней подключали питание: заряжающийся аккумулятор во весь экран без какой-либо возможности управления. Поскольку большинство съёмок проводилось со штатива

я решил пристроить к ней кассету с обычными пальчиковыми аккумуляторами (AA). Эксперимент почти удался, камера запускалась и снимала… но всего пару минут, потому что родной аккумулятор сообщал ей уровень зарядки, и без этой информации она не работала. Так и выкинул, хотя она даже сейчас не была бы морально устаревшей.

Второй подобный случай произошёл со смартфоном Мегафон MInt, который в отличие от камеры Cisco Flip Video официально продавался в России. Тем не менее, ни в салонах «МегаФона», ни в сервисах, куда я обращался, никто мне так и не помог. В результате смартфон так и лежит где-то в дальнем ящике стола.

А вот планшьютер Digma с весьма неплохими характеристиками постигла иная судьба: через пару дней разбили экран. Конечно, здесь сами виноваты, и случай негарантийный, но ведь, с другой стороны, ничего экстраординарного не случилось: сколько за свою жизнь мы били тарелок, стаканов и других хрупких предметов. Результат тот же: несмотря на то, что это был подарок от компании, найти экран на замену не удалось даже с помощью её представителя.

Поэтому, покупая мобильное устройство, неплохо бы с самого начала понимать, можно ли в случае чего его отремонтировать. Иначе сэкономленные при покупке деньги могут обернуться значительными потерями при повреждении, браке или деградации даже не очень дорогих компонентов устройства. Достоверно неизвестно, какой процент устройств отправляется на свалку не потому, что они морально устарели или получили «травмы, не совместимые с жизнью», а только по той причине, что некому и нечем было оказать им элементарную помощь: заменить разболтавшийся разъём, разбитый экран или деградировавший аккумулятор. Можно сколько угодно сетовать на ничем не обоснованное разнообразие компонентов мобильных устройств, но при этом следует признать факт: многочисленные попытки стандартизации (например, корпорация Intel в 2006 году предлагала стандартизовать все ноутбучные компоненты)

разбились об категорическое нежелание вендоров отказаться от творческих поисков и стать похожими друг на друга. Даже более поздняя инициатива Intel стандартизовать бескорпусные аккумуляторы, помещаемые внутрь ультрабуков и представляющие собой правильные параллелепипеды (что-то вроде шоколадок в фольге) – и та потерпела фиаско.

В результате торговля запчастями мобильных устройств превратились в весьма специфический бизнес, окунуться в который мне довелось в самарской компании Гамма-С. В отличие от «десктопных» 90-ых – никакого складского запаса компонентов, всё заказывается исключительно под конкретные ремонты. В общем случае цикл работы такой: приёмка неисправного устройства, диагностика с определением номенклатуры запчастей, поиск запчастей с определением цен поставки, согласование ремонта с клиентом, поставка запчастей, ремонт, выдача устройства клиенту.

Из всего этого цикла следует выделить этап поиска запчастей, как наиболее сложный и наименее предсказуемый. В отличие от всех «обычных» покупок, когда мы выбираем что-нибудь наиболее подходящее (не завезли городские булки, купим горчичный батон) здесь нам нужно купить то единственное, что подойдёт. Поэтому сегодня поставка запчастей для компьютерной техники, это специфический бизнес, скрытый от глаз «простых юзеров». Скрытый умышленно: некоторые самонадеянные молодые люди сначала покупают сами не зная что, а потом предъявляют претензии, что не подходит или не работает. Как минимум, эти сайты требуют регистрации, и эти компании предпочитают работать с серьёзными сервисными центрами. Есть более или менее специализированные поставщики: ламп для проекторов, матриц для экранов, аккумуляторов, поддержкой конкретных брендов. В этом надо освоиться, сравнивать ассортимент и цены (хотя цена часто бывает не так и важна – лишь бы было), заключить договора, найти общий язык с менеджерами – и всё это никак не гарантирует, что нужная запчасть будет в наличии.

На этом фоне резко выделяется компания ASUS, которая, насколько мне известно, единственная, кто не пустил снабжение запчастями на самотёк, а взял в свои руки. После диагностики неисправного устройства ASUS и определения необходимых запчастей, сотрудник авторизованного сервисного центра (а Гамма-С является именно такой организацией) идёт на специально созданный для этого ресурс и вбивает в отведённое для этого поле серийный номер изделия.

Если такой серийный номер существует, система выводит на экран данные об этом экземпляре устройства. Есть важный момент: в течение выпуска модели производитель обязан придерживаться только заявленных паспортных характеристик, а компоненты могут различаться, например, по геометрии. Поэтому требуется подобрать запчасть не просто к этой модели, а конкретно к этой партии, все экземпляры которой идентичны. Однако для поиска удобнее пользоваться уникальным серийным номером: он отображается на экране в соответствующем окне или разделе меню, он нанесён на шильдике ноутбука или под крышкой смартфона. Правда, в последнее время крышки у смартфонов просто не снимаются, и если он не запускается, то увидеть серийный номер можно только после разборки в сервисе или на коробке. Поэтому рекомендую владельцам смартфонов (да и других устройств тоже) коробки не выбрасывать.

Следующим ходом идём в «Order Book Page» - перечень всех компонентов, из которых состоит изделие. Точнее из тех, которые участвуют в финишной сборке и не требуют для своей установки сложных технологических операций. Точнее из тех, которые участвуют в финишной сборке и не требуют для своей установки сложных технологических операций. Например, там нет процессора или матрицы, а есть только материнская плата с напаянными на неё электронными компонентами (Main Board) и модуль экрана с рамкой (LCD Module). Иногда одноимённых компонентов несколько, и различаются они партномерами (номерами партии выпуска), будучи при этом взаимозаменяемыми для нашего экземпляра устройства (и совсем не факт, что они окажутся взаимозаменяемыми для устройства из другой партии).

Скопировав нужный нам партномер, идём в раздел сайта интернет-магазина ASUSparts.ru для сервисных центров и вставляем его в соответствующее поле.

Жмём «Enter», и получаем цену. Иногда, как видите, есть выбор.

Дальше всё также, как в любом интернет-магазине. Оформляем заказ, оплачиваем счёт, получаем доставленный товар. Конечно, клиент не всегда соглашается на ремонт. Бывает так, что устройство уже морально устаревшее (мы знаем, как быстро происходят изменения в ИТ-отрасли), а ремонт требуется серьёзный. Например, цена материнских плат иногда превышает 30 тысяч рублей, и если для новых ноутбуков ASUS с водяным охлаждением и стоимостью 300 000 это вполне приемлемо, то для морально устаревших, цена которым на вторичном рынке будет меньше этой суммы – однозначно нет.

Но в основном владельцы устройств ASUS используют своё «привилегированное положение» и быстрее других получают надёжный и качественный ремонт, в котором участвуют только оригинальные запчасти от производителя.

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов»

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов». Интервью Владислава Боярова.

«Код ИБ» – 2017 в Самаре: безопасность и безопасность

«Код ИБ» – 2017 в Самаре: безопасность и безопасность. Статья Владислава Боярова