Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

… а вот и нет! Конечно, оформление сайта не должно вызывать отвращения, но сайт – это не картинка, интерьер или фасад, а прежде всего конструкция. Кстати, одна из причин заблуждений связана как раз с укоренившимся в русском языке значением слова «дизайнер» как оформитель, тот, кто на уже готовую конструкцию навешивает всякие рюшечки и разрабатывает цветовую гамму. В изначальном же значении «designer» – это человек, создающий изделие из уже известных технических решений, то есть конструктор. А вот тот, кто изобретает новые технические решения… Но не будем уходить так далеко.

Так вот, веб-дизайнер при разработке сайта должен сразу видеть его в динамике: на экранах разных размеров и разрешений, на полном экране и в небольшом окне, на «настоящем компьютере», планшете и смартфоне. Впрочем, для планшетов и смартфонов крупные компании пишут специальные версии сайтов, называемые «мобильными», но на самом деле к мобильности никакого отношения не имеющие, а сделанные именно для «трогательных» экранов небольшого размера. Что здесь важно: в ОС Android принято главным считать именно размер экрана, а не его разрешение, как в ОС Windows. Вот мы добрались и до ОС, под которой пользователь будет работать с сайтом, и увидели эти особенности.

Кроме того, важен интерфейс физического взаимодействия. Например, если наведение курсора мыши на объект может вызывать всплывающую подсказку, то в случае работы пальцами с активным экраном никакого курсора уже не будет, а значит, и подсказка, на которую мог бы рассчитывать разработчик сайта, не всплывёт. Также ничего не выйдет с двойным кликом (пальцем сложнее дважды попасть в одно место, чем прижатой к коврику мышкой) и правой кнопкой – как правило, клик правой кнопкой в пальцевом интерфейсе заменяется долгим нажатием на объект.

Следующий уровень: структура сайта. Что будет в горизонтальном и вертикальном меню, в теле главной страницы, куда посетитель сможет попасть непосредственно с главной страницы.

И вот здесь уже начинается предметный разговор о том, как компания сама себя осознаёт и на чём хочет акцентировать внимание посетителей. Не надо думать, что все торговые сети одинаковы. Например, «Ситилинк» показывает в теле главной страницы группы товаров с картинками, повторяя вертикальное меню в иной форме, а «Юлмарт» показывает наиболее интересные с их точки зрения товары. Не берусь оценивать, что лучше, просто хочу констатировать разницу в подходах. На этом этапе посетитель заинтересовался, готов идти дальше, и создатели сайта должны ему в этом помочь.

 

Если это магазин - фильтры и группирование по характеристикам товаров, если филармония – по жанрам, исполнителям, стоимости билетов. По возможности аннотации, отзывы, сравнение. И тут же – что ещё с этим люди берут. К примеру, если это смартфон – флешку, чехол, внешний аккумулятор. И посетителю, что называется, два раза не вставать, и магазину дополнительный оборот.

Наконец, посетитель выбрал нужный товар, билет на самолёт, на поезд, на концерт. Остаётся оплата и получение (доставка). Сейчас фактически стандартом стало подключение платёжных систем Visa и MasterCard, а если это билет – получение его по электронной почте с возможностью распечатки дома на принтере.

Конечно, несколькими примерами с магазином, театром и транспортом весь диапазон направлений сайтов не исчерпывается: видов деятельности огромное количество, к тому же далеко не всегда сайт создаётся с целью что-то продать. Социальные сети – это ведь тоже сайты.

В случае с социальными сетями особенно наглядно, что оформление сайта не так важно, как алгоритмы и/или правила, положенные в его основу. В этом смысле огромный интерес представляет Википедия: ведь это же просто чудо, что огромное количество людей, имеющих интерес к отдельным областям знаний, без всякой «вертикали власти» и единого руководства создали такое сокровище бесплатно, исключительно за счёт собственного энтузиазма.

В принципе создание собственного сайта сегодня под силу любому. Если решение принято, надо придумать имя сайта. Имя устроено так: сначала выбирается домен первого (верхнего) уровня. Например:

  • .com ‒ для коммерческих сайтов;
  • .edu ‒ для образовательных сайтов;
  • .net ‒ для сайтов, чья деятельность связана с Сетью;
  • .org ‒ для некоммерческих организаций;
  • .int ‒ для международных организаций.

Кроме того, свой домен первого уровня есть у каждой страны, начиная с .ac – у Острова Вознесения и заканчивая .zw у Зимбабве. Удивительным образом свой домен .aq имеет Антарктида – на нём могут регистрироваться все, находящиеся южнее 60-й параллели. России принадлежит домен .ru. С советских времён осталось ещё и имя .su, ностальгирующие могут использовать и его. Кириллическое имя домена верхнего уровня .рф я бы использовать не советовал. Подробнее всего причины указаны на Луркоморье: если не коробит специфический язык этого ресурса, то рекомендую ознакомиться. От себя могу привести хотя бы один пример: если из адресной строки скопировать в Word имя сайта «легкая-аренда.рф», то мы увидим в тексте http://xn----7sbbaljce5bh3a8a1p.xn--p1ai/.

Хотя нет, сначала лучше выбрать регистратора доменных имён и хостинг – компанию, на серверах которой будет физически находиться сайт, и которая будет предоставлять к нему доступ. В принципе, регистрация имени и хостинг могут осуществляться разными компаниями, но из одних рук всегда надёжнее и проще. И как только подобрали свободное имя (а их с каждым днём всё меньше красивых и коротких) – сразу столбить, чтобы никто не занял.

Я застал то время, когда сайты писались с нуля: строчка за строчкой, страница за страницей. Если в окне браузера нажать правую клавишу и вызвать меню, то там будет пункт «Просмотр HTML-кода» («исследовать элемент», «просмотр кода элемента» и пр.). В открывшемся окне можно увидеть тот самый стандартный язык гипертекстовой разметки, благодаря которому мы можем на разных устройствах под разными ОС и разными браузерами видеть то, что задумали разработчики сайта.

Однако современные сайты работают сложнее: действия посетителя генерируют запрос к серверу, там этот запрос обрабатывается и на клиентском устройстве появляется только сгенерированный сервером результат. Поэтому современный сайт с этой точки зрения представляет собой программу, работающую на сервере и взаимодействующую с браузером, установленным на клиентском устройстве. Разница с программой, работающей на локальном компьютере (тот же Word) состоит в том, что сайт многолик: каждый посетитель видит своё «лицо» сайта. Этой многоликости служит регистрация посетителя, позволяющая системе отслеживать индивидуальные предпочтения и по мере накопления информации предоставлять более интересную для него информацию.

Но и эту программу разработчику «обычного» сайта не приходится писать самому: по каждому направлению существуют уже готовые решения и компоненты, из которых можно собрать и настроить сайт. Под «обычным» я имею в виду сайт без претензий на оригинальность, к тому же не выполняющий уникальные задачи (первому, кто писал софт для работы с банковскими карточками, было сложно, сегодня же это стандартный компонент). Эти специальные программы получили название CMS - Content management system, системы управления содержимым. Есть и бесплатные CMS, на которых построено 90% всемирной паутины, наиболее популярны WordPress и Joomla. CMS включают набор шаблонов, начинать можно, просто проинсталлировав систему на свой, пока ещё пустой сайт. Так что если кто хочет самовыражаться, а если повезёт, то и заработать – вперёд!

Однако каждый знает, насколько сложно осваивать новую область. Разумеется, существует огромное количество литературы, однако, многие вопросы, которые «на раз» объяснит профессионал, могут поставить новичка в тупик и надолго затормозить работу. Я вспоминаю, что в доинтернетовское время категорически не мог понять, как работает электронная почта, поскольку думал, что электронное письмо идёт от отправителя к получателю на манер факса. Неразрешимым был вопрос, как быть, если компьютер получателя выключен. А потом мне на пальцах объяснили, что отправитель посылает письмо не получателю, а на почтовый сервер, откуда получатель его забирает – и всё встало на место.

Здесь можно вступить в какое-нибудь сообщество по интересам. В первую очередь могу порекомендовать ИнетПродюс. Многие вопросы освещены на форуме, а для тех, кто хочет пройти весь путь, есть курсы, по прохождению которых создание собственного сайта собственными силами гарантировано.

В то же время я не думаю, что создание сайта своими руками – это самый правильный путь. Чаще всего сайт, как и любое другую работу, лучше заказать специализированной компании. Однако и в этом случае знания о том, что такое сайт, точно будут не лишними. Несколько лет назад мы делали сайт для автошколы ДОСААФ, подобрали запоминающееся доменное имя, проработали раздел с перечнем сложных для проезда мест. Однако администрация не расслышала моих слов о том, что за сайт желательно ставить на сопровождение, и уж как минимум, кто-то из штатных сотрудников должен за сайт отвечать. В результате красивое имя сайта, написанное на бортах учебных автомобилей, было потеряно – а всего-то надо было знать, что доменное имя регистрируется не навсегда и регистратор доменных имён должен иметь актуальные контактные данные, на которые он мог бы отправить предупреждение об окончании срока регистрации и необходимости продления.

Мораль простая: владелец дома, автомобиля или сайта вовсе не должен быть специалистом в этих областях, однако, если уж человек решил заиметь какую-то собственность, то он должен хотя бы представлять, чем он владеет. Надеюсь, этот материал поможет как частным лицам, так и руководителям организаций, желающим иметь свой сайт, не только в создании, но и в его правильной эксплуатации.

----

Сотворение ИТ-мира

Сотворение ИТ-мира. Статья Владислава Боярова. 10.11.2020 г.

Беспроводная система EnGenius EMR3000-kit – вещь в себе, но для нас

Дентал-Экспо-Самара: CAD/CAM в стоматологии

Дентал-Экспо-Самара: CAD/CAM в стоматологии. Статья Владислава Боярова. 15.11.2020 г.