Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Часть первая. Три «ж».

Мы купались неглиже.
И, просвечивая еле,
в темноте едва белели
два пятна на каждом теле,
именуемые «ж».
Вадим Егоров

Первое, и довольно подробное тестирование интернета, предоставляемого операторами мобильной телефонии стандарта GSM в Самаре, я проводил летом 2008 года. Ноутбук Fujitsu Siemens со встроенным GSM-модулем с лотом под SIM-карту оказался неплохим решением для использования в условиях самарской сотовой связи. Единственное, что не понравилось: это даже не низкая скорость передачи по протоколу EDGE/GPRS, а огромный разброс в скорости, зависящий от времени и места работы с интернетом. При этом у каждого оператора были свои «особенности», не поддающиеся систематизации.

Тем не менее «пациент был скорее жив, чем мёртв», и массированная реклама 3G от Билайна подвигла меня к тому, чтобы ещё раз взять в офисе самарского представительства Fujitsu Siemens Computers тот же самый экземпляр ESPRIMO Mobile U9200 (а как же иначе гарантировать чистоту эксперимента?) и отправиться с ним по старым маршрутам. Разумеется, все точки тестировать я бы стал только за деньги, которые офис Билайна предоставить был не готов, поэтому поход на байдарке вокруг Поджабного и поездка в Сергиевск не планировались.

Второй повод для тестирования, точнее, для работы с мобильным интернетом появился уже после того, как ноутбук был у меня дома: как гром среди ясного неба отрубился ADSL-интернет от ВолгаТелекома. Произошло это во второй половине дня воскресенья 12 октября. Я позвонил в техподдержку Волгателекома, долго слушал, что «Все операторы заняты, но ваш звонок очень важен для нас» (ну, посадили бы побольше операторов, раз так им важны звонки абонентов), потом мне ответила живая девушка и сказала, что она может только принять заявку, а уже потом мне перезвонят и помогут. Прошло больше двух часов, мне не позвонили, после чего я решился позвонить ещё раз. На этот раз после стандартного «все заняты» меня выслушали, попытались соединить с инженерами и сообщили, что все инженеры заняты. Я понял, что построением эшелонированной обороны там занимались профессионалы, но не прекращал попыток эту оборону пробить. В конце концов, в десятом часу вечера я удостоился разговора с инженером, который сообщил мне, что дело, скорее всего, в моём модеме. Я сбегал за другим модемом к соседке, опять дозвонился до техподдержки и добрался до инженера, и мы долго тренировались: он перезагружал порт и менял что-то на своей стороне, я по его указаниям менял настройки VPI/VCI и прочие вещи на своей стороне, и так почти до полуночи. В конце концов, я опрометчиво произнёс фразу о том, что могут же сломаться и два модема одновременно, после чего он предложил попробовать соединиться от соседки, чтобы удостовериться в работоспособности её модема. Таким образом, продолжение переносилось на утро. Утром я вернул соседский модем на место, соединился под своим логином/паролем и мне стало окончательно ясно, что дело не в модеме и даже не в отключении за неуплату. Опять звонок в Волгателеком, опять заверения в том, что на их стороне всё в порядке… Сжав зубы, я вновь и вновь объяснял им, что все возможные манипуляции были проделаны ещё вчера.

И вот после суток сидения без интернета я вспомнил про ноутбук и 3G от Билайна. Точнее, я про него и не забывал, просто ситуация напоминала ожидание в аэропорту, когда рейс задерживается сначала на полчаса, потом на час, потом на два, и только после суток ожидания понимаешь, что в поезде, по крайней мере, комфортнее и идёшь на вокзал.

Я поставил симку, ввёл параметры, по которым заходил летом, нажал на кнопку «Соединить», увидел в статусной строке «Подключен к Beeline». Вот и всё, в смысле что никакого интернета я не получил, равно, как и никаких сообщений о проблемах. Пусть кончились деньги и мне не хотят в кредит предоставлять услуги связи – ну так скажите, я пойду и заплачу. А может, со счётом всё в порядке и просто изменились параметры подключения? Получалось, что всё равно надо ехать в Билайн, тем более что вместе с главным редактором издания IT-Forum Марией Елисеевой мы давно собирались это сделать. Специалист по связям с общественностью Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Екатерина Бурцева предложила мне для тестирования новую билайновскую симку, которую я тут же установил в слот и получил доступ в интернет. Значит, дело было не в изменившихся настройках. Конечно, все мы слышали об утечке мозгов, но я не ожидал, что процесс принял масштабы катастрофы: не заложить в систему отработку нулевого баланса – это уже за пределами добра и зла. Конечно, мне сразу захотелось выяснить каковы размеры подарка, и оказалось, что это всего 20 мегабайт. Поэтому следующий вопрос был о стоимости трафика. Выяснилось, что его можно покупать пакетами от 50 мегабайт (по 3 руб/Мб) до полутора гигабайт (по 46 коп/Мб). Это сведения из рекламного листочка, который я получил в офисе. Попытка найти эту информацию на официальном сайте результата не дала. Но есть и тонкости, отсутствующие в листочке, о которых меня проинформировали в офисе, и которыми мне хотелось бы поделиться с абонентами:

  1. Для покупки пакета после внесения денег на свой баланс следует сделать «звонок» на специальный номер, чего модемы делать не умеют. Получается, что надо вынуть симку из ноутбука, поставить её в телефон, сделать звонок и вернуть симку обратно. При этом в результате звонка настройки телефона сбиваются. По крайней мере, они сбились на смартфоне моего сына, подключенного к СМАРТСу.
  2. Без перекладывания денег внутри баланса интернет всё равно будет доступен, но уже по 6 рублей за Мб. Также цена мегабайта подпрыгнет после того, как весь пакет будет выбран, но на балансе останутся деньги. Что интересно, это происходит без ведома абонента и даже без его информирования.
  3. Пакет необходимо использовать в течение месяца. Если же выбрать купленный трафик за месяц не удалось, то всё происходит также, как и в п. 2. Но не надо думать, что деньги, перечисленные за пакет, пропали совсем: для их реанимации следует купить ещё один пакет.

Честно говоря, у меня всё это вызывает ассоциации с советскими временами, когда для того, чтобы на свои кровные получить товар или услугу, надо было ещё как-то напрягаться. Вместе с тем я понимаю, что пользователей мобильного интернета предпенсионного возраста не так уж и много, а молодёжь, возможно, даже с удовольствием будет играть в это «ну-ка отними», Ведь у маркетологов Билайна наверняка были какие-то идеи кроме крохоборства.

К моему возвращению домой наладился интернет от Волгателекома. Ничего неожиданного в том, что проблема возникла на их стороне, для меня не было. На станции полетел порт или отошёл кабель, и всё решилось после выезда их инженеров на станцию и устранения неисправности. Получилось, что повод для тестирования пропал, к тому же мне надо было собираться в командировку на Cisco Expo, поработать с накопившейся почтой, сделать заготовки статей.

Включил ноутбук я уже в аэропорту с намерением потестировать 3G, но сразу после загрузки вышло сообщение о том, что обнаружилась сеть Билайна Wi-Fi. Я подумал, что 3G я успею протестировать и позже, а пока поработаю в более дешёвой сети. Ведь на всех мероприятиях компании Cisco нам говорили о том, что едва ли не главное свойство нашего светлого мобильного будущего – это автоматическое переключение на самый дешёвый из имеющихся видов коммуникаций, а также бесшовное переключение между ними. Постоянно приводился такой пример: человек разговаривает из офиса по телефону через Wi-Fi и дешёвую проводную сеть, а при выходе из офиса его «двухстандартный» телефон автоматически переключается на более дорогой GSM (3G). Соответственно, по возвращении в офис автоматически же произойдёт обратное переключение. В случае с Билайном не получилось даже ручного переключения: требовалось ввести логин/пароль, а при их отсутствии (это как раз мой случай) сделать звонок на заветный номер. Напомню, что звонить модемы не умеют, поэтому для звонка мне следовало выключить ноутбук, достать симку, поставить её в телефон, позвонить, выключить телефон, установить симку в ноутбук и опять загрузить тормозную Висту. К тому же, исходя из печального опыта моего сына, потом ещё повозиться с телефоном, возвращая настройки на место. К тому же, насколько я понял, для подключения по Wi-Fi мне следовало с моего телефонного баланса перевести некую сумму на баланс вайфайный, и эту сумму постигнет участь денег находящихся на балансе 3G. Да, похоже, в Cisco ориентируются не на менталитет российских мобильных операторов. А ведь действительно, как было бы здорово: при наличии у Билайна различных сервисов с одного единственного баланса списывать на них суммы, при этом сам оператор вместо того, чтобы подлавливать невнимательных или неумелых пользователей сам определял наиболее выгодный (с минимальной себестоимостью) вид связи. Ну, не получается пока реализовать автоматическое переключение, ладно, но единый баланс, идентификацию и вывод сообщения с предложением переключиться можно реализовать?! Или надо превращать пользование различными видами доступа в прохождение лабиринта, где за каждым углом тебя ждёт опасность?

Прибыв в Москву, решил попытать счастья там. Никаких неожиданностей: как и в прошлый раз, сеть Билайна была найдена, соединение произошло, но ни один сайт не открывался. Понятно, что оператор сам решает – пускать в московскую сеть с самарской симкой или нет. Но уж тогда надо честно сказать: не пущу, а чтобы попасть, надо сделать то-то и то-то (например, купить московскую симку). Ну, запишем ещё одно «ж» к двум предыдущим.

После безумной поездки в Москву (три бешеных дня и четыре бессонных ночи) я не сразу собрался тестировать, но в понедельник моя «ласточка» попала в автосервис, я вынужден был сидеть при ней… Запускаю систему, давлю на кнопку «Соединить» и вижу картинку с непонятным для меня кодом. А ведь перед этим я отвозил такой же ноутбук в Новосемейкино, хозяин попросил, чтобы симка была от компании «Мегафон» и всё было так славно. И цена за мегабайт 99 копеек, и никаких манипуляций с пакетами, и заработало всё «с полпинка» да на хороших скоростях. Ладно, наверное, надо переждать чёрную полосу.

Часть вторая. 3G.

Но стрелки я топлю. На этих скоростях
Песчинка обретает силу пули.
И я сжимаю руль до судорог в кистях -
Успеть, пока болты не затянули!
Владимир Высоцкий

И вот рано утром 21 октября 2008 года тестирование началось. Для чистоты эксперимента я закачивал ту же картинку, что и летом, каждый раз после закачки очищая кеш.

Дом, М.Тореза/ Карбышева, 21.10.08г., 7:35) Автосервис, ул. 9 Мая/ Гагарина 21.10.08г., 12:20 Офис Fujitsu Siemens Computers, ул. Водников/ Комсомольская, 21.10.08г., 15:55 Офис компании «Оргпанорама», ул. Самарская/ Вилоновская, 21.10.08г., 16:50 Дом, 21.10.08г., 20:20 ул. Днепровская, 5, 22.10.08г., 10:50
1 8 5 4 4 7 3
2 6 3 2 3 5 2
3 16 2 2 3 6 2
4 20 2 4 4 8 3
5 5 3 2 4 5 2
Среднее 11 3 2.8 3.6 6.2 2.4

Результаты оказались просто потрясающими: если летнее тестирование в сетях EDGE/GPRS всех операторов показывало время закачки в десятки и даже сотни секунд, то в сети Билайна 3G счёт шёл уже на единицы. Конечно, если считать разброс в процентах, то он остаётся большим: между двумя и двадцатью секундами – в десять раз. Но если перейти к абсолютным величинам, то всё выглядит намного веселее. К этому следует добавить, что скорость закачки зависит не только от беспроводного участка доступа к информации: задержки на несколько секунд могли возникнуть и на других сегментах сети.

Полазил по сайтам: если летние ощущения были, как будто я нахожусь на коммутируемом доступе, то сейчас это честный ADSL. Возможно, скоро это будет восприниматься как обыденность, но сейчас – полный восторг. За качество связи я готов простить Билайну и странные тарифы, и необходимость ручного отслеживания убывания пакета. И из всех мобильных операторов, действующих в Самаре, на сегодняшний день безусловным лидером интернет-связи является Билайн. Если у вас уже есть ноутбук, то можно купить и «залоченный» модем от Билайна. А вот если вы сейчас собираетесь покупать ноутбук с прицелом на мобильный интернет, то здесь идеальным выбором будет модель со встроенным модемом. Ведь вскоре на 3G наверняка придут и другие операторы и «незалоченный» встроенный в ноутбук модем позволит выбирать между ними. Почему именно от Fujitsu Siemens? Да просто почему-то больше ни один из производителей ноутбуков не устанавливает в них 3G-модемов. Так что на сегодняшний день в Самаре выбор отсутствует: хотите быстрый мобильный интернет – придётся купить ноутбук от Fujitsu Siemens и стать абонентом Билайна.

Необходимый постскриптум. Прочитав этот материал, Екатерина Бурцева любезно предоставила ссылку на страницу с интернет-тарифами: http://samara.modem.beeline.ru/tarifs/paket100.wbp. На этой странице не оказалось пакета 1500 Мб со стоимостью 0,46 руб/Мб, минимальная стоимость трафика была 0,99 руб/Мб на 500-мегабайтном пакете. Зато снизились тарифы и «штрафы» за превышение объёма пакета: стоимость мегабайта на 50-мегабайтном пакете по данным на 2 ноября 2008 года составляет всего 1,7 руб/Мб, «штрафного» (1 Мб сверх включенного интернет-трафика) – 2 руб/Мб. А начиная с 200-мегабайтного пакета ситуация прямо противоположная: стоимость мегабайта в пакете выше, чем «штрафного», то есть здесь Билайн уже не наказывает, а поощряет клиентов за превышение объёма пакета. Налицо парадокс: 200-мегабайтный пакет стоит 225 рублей, «штрафной» мегабайт – 0,85 рублей, то есть при 200 мегабайтах пакета и 300 мегабайтах превышения мы будем должны 225 + 0,85*300 = 480 рублей, в то время как «честный» пакет в 500 мегабайт стоит дороже – «целых» 495 рублей. В общем, следите за тарифами и считайте самостоятельно.

OSS-2017 от OCS в Самаре

OSS-2017 от OCS в Самаре. Статья Владислава Боярова

USB Type-C: кабелиные страсти

USB Type-C: кабелиные страсти. Статья Владислава Боярова