Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

И одно из таких решений - убрать масло из трансмиссии. Центр трансфера технологий «Кулон», резидент кластера космических технологий и телекоммуникаций, разработал гибридные газостатические управляемые опоры тяжелых (до 300 кг) роторов силовых установок космических и летательных аппаратов. В изобретении использована как технология газостатического подшипника: при небольшой скорости вращения его несущая способность обеспечивается постоянным поддувом газа через сопла или канавки, так и газодинамического подшипника: по мере увеличения скорости вращения подвижные сегменты подшипника поворачиваются на заданный угол и создают подъемную силу. Таким образом, формируется т.н. «газовая смазка».  Как объяснил Sk.ru директор «Кулона» Павел Булат, установка, которая была показана на «МАКСе», имитирует ВСУ ТА-18-200 ("Аэросила", г.Ступино), которая сейчас является основной для применение на воздушных судах отечественной разработки.

Она стала первой в мире действующей массогабаритной моделью ротора реальной ВСУ, для которой сделана «живая» система воздушных подшипников, работающих полностью в бесконтактном режиме. С формированием требований к трансмиссии и газовым подшипникам «Кулону» помогает – директор Центрального конструкторского бюро ОАО «Туполев» Олег Минин. ОАО "Туполев", возможно, будет первой авиационной фирмой, которая испытает ВСУ на газовых подшипниках. «Самолетная силовая установка без масляной смазки, на воздушном подшипнике компактна и работает в полностью бесконтактном режиме, причем эксплуатационные требования у нее расширены - пояснил Павел Булат. Одно из них – запуск в течение минуты всех системы, при температуре в минус 50°С». Установка предназначена для экспериментальной отработки элементов трансмиссии, в том числе, проведения трибологических испытаний. Исследуются различные керамические и композитные антифрикционные покрытия, а также покрытие на основе нановолокон кремния диаметром 5 нанометров (изготовлено в Таллине фирмой «Металлург»). Усиленное графеном, это нановолокно получилось чрезвычайно прочным на разрыв, при коэффициенте трения скольжения на уровне графитовой смазки. 

Директор «Кулона» подчеркнул, что ментор проекта из ЦКБ «Туполев» сыграл важнейшую роль в развитии компании: «Мы получаем от конструкторского бюро технические требования на каждый последующий этап работы, ментор познакомил нас с организациями, которые «проявляют интерес в разных сферах возможного применения устройства». «С помощью туполевцев мы наладили основные кооперационные связи, и они выдают заключение на каждый этап НИОКР», - сказал Булат.

К разговору у стенда компании в сколковском павильоне на «МАКСе» присоединился и сам ментор, Олег Минин. Оказалось, что он был у истоков развития этой технологии. «Я считаю, что нам важно привлекать, в том числе и к выполнению гособоронзаказа, частные компании и предприятия, это принципиальный момент», - сказал директор ЦКБ «Туполев». Сегодня структура промышленности централизована в государственных холдингах: с одной стороны, мы добились этим концентрации ресурсов, но с другой - нанесли ущерб конкуренции, которая является двигателем прогресса в технике, ведь, как известно, даже в СССР всегда была жесткая техническая конкуренция между КБ. И очень хорошо, что сейчас появились частные коллективы, которые делают конкурентоспособную продукцию, они стимулируют к инновациям и государственные холдинги», - подчеркнул Олег Минин.


Проблематику инноваций в самолетных ВСУ Минин пояснил следующим образом: «Все кто следит за опытом эксплуатации отечественных самолётов, знают, что у нас есть определенные проблемы со вспомогательной силовой установкой. Во многом они обусловлены проблемой с трансмиссией. Эта технология во многом решает их, правда порождает новые, но мы знаем, как их решать. И мы заинтересованы во внедрении ВСУ с высоким КПД, чтобы исключить масляную систему, с ее централизованной системой заправки маслом, датчиком уровня масла во вспомогательной силовой установке, который тянется из хвоста в кабину. Это решение позволяет значительно снизить совокупный вес», - пояснил конструктор. И, по словам Минина, коммерчески эта технология вполне применима в стационарных газо-турбинных установках, для генерации электроэнергии и тепла. «Это поистине прорывная технология», - убежден директор ЦКБ «Туполев».

«Я консультирую команду «Кулона», рассказываю об основных требованиях, предъявляемых авиационщиками - а они очень специфичны. Как ментор я также могу им рекомендовать к кому обратиться, причем, не просто проинформировать, а буквально приведу за руку туда, где их технологии нужны. И мой опыт работы будет им очень полезен, когда компания выйдет уже на этап прикладных ОКР, это, пожалуй, самые важные аспекты моего менторства», - подчеркнул Олег Минин.

«Кулон» сделала демонстратор технологий – действующий макет «Аэросилы», в котором все испытано и отработано лабораторно. Далее в планах компании создать опытно-промышленную технологию, которая позволила бы по общегражданским стандартам выпускать роторную систему для широкого спектра газотурбинных установок. Тогда производство можно будет отдавать на аутсортинг широкому спектру обычных неавиационных производств, что резко снизит себестоимость изделия. «В течение двух лет мы должны представить разработанную турбину», - сказал руководитель «Кулона».

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.