Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Меня ведь не рубли на гонку завели, -
Меня просили: «Миг не проворонь ты -
Узнай, а есть предел - там, на краю земли,
И - можно ли раздвинуть горизонты?»
В. С. Высоцкий

Должен честно сказать, что на это мероприятие корпорации Intel я нахально напросился.

Дело было так: приходит домой старший сын и говорит, что к ним в школу привезли компьютеры. Следом приходит дочь и просит денег на покупку новых парт. Сражённые таким сочетанием, мы с женой отправились к директору. То, что наше бесплатное среднее образование содержится на родительские деньги, ни для кого новостью не является. Странно было то, что при отсутствии нормальных парт, в школу закупаются компьютеры. Главный же вопрос состоял в том, что с этими компьютерами школа собирается делать, насколько обоснована трата?

Ответ директора был по нынешним временам ожидаемым: компьютеры не имеют никакого отношения к партам, их подарил президент. Мы намекнули на то, что наш президент всю жизнь провёл на госслужбе, он не какой-нибудь нефтяной олигарх, чтобы на свои деньги снабжать школы большой страны компьютерами. Однако попытки выяснить у директора истинный источник финансирования и наличия какой-либо программы компьютеризации школ ни к чему не привели. Удалось только разглядеть, что компьютеры эти московской сборки, то есть деньги имеют федеральную природу и осваивались они прямо в Москве. На установку железных дверей, решёток на окнах и специальных парт, т.е. на расходы регионов и конкретных школ, денег не выделялось – это проблема директора и родителей. К тому же стало ясно, что преподавателя информатики пока нет, а найти настоящего специалиста с такой востребованной профессией на учительскую зарплату маловероятно.

Но жизнь интереснее любого детектива: одновременно со сбором денег на парты и доставкой в школу компьютеров стало известно, что 29 марта 2006 года на международном форуме «Новые горизонты образования» в Москве выступит сам председатель совета директоров корпорации Intel Крейг Барретт (Craig R. Barrett). А у меня как раз накопились вопросы.

Выступление г-на Барретта проходило в зале учёного совета Российского государственного гуманитарного университета, бывшей Высшей партийной школы. Главный вопрос задать не получилось, в нём просто отпала нужда. В самом начале своего выступления Крейг сказал: «Идея программы Intel «Обучение для будущего» базируется на уверенности в том, что волшебники – это учителя, а не компьютеры. Только дав учителям, необходимые инструменты и обучив их пользоваться компьютерами, мы сможем повлиять на образовательный процесс и способствовать развитию навыков учащихся». Следующая мысль была такой: научить детей не просто пользоваться компьютером, а самовыражаться с помощью компьютера. Действительно, запуску текстового редактора или какого-нибудь другого продукта не надо специально обучать. Интерфейс самих программ стал настолько дружественным, что осваивается сам собой. Была бы мотивация работы с продуктом, которую и должен вырабатывать в ребёнке учитель не важно какого предмета. «Ребёнок должен понять: не обязательно быть футболистом, чтобы получить мировое признание. И географическое положение уже не определяет судьбу ребёнка».

Если у читателя возник вопрос: а чего это компьютерно грамотный папа не может сам научить детей, а старается перевалить это дело на школу, то Крейг ответил и на него: «Для достижения успеха интеграции в мировую экономическую систему сегодня необходимы умение решать задачи, критическое мышление и навыки совместной работы». Только в классе, а никак не дома можно выработать навыки совместной работы, и сделать это могут только учителя.

Значительная часть выступления была посвящена экономике знаний (Надо сказать, весьма спорная тема, см. http://nix.ru/news/news_viewer.html?id=77236). «Знание молодёжи – главный природный ресурс. И это возобновляемый ресурс».

Не обошлось и без цифр. Обучение по программам Intel уже прошли 240 000 учителей в России и 30 000 на Украине. Барретт также объявил, что корпорация Intel планирует развернуть программу Intel «Обучение для будущего» в Азербайджане, который станет третьей страной региона стран СНГ, участвующей в этой программе. Корпорация Intel намерена наращивать усилия и провести подготовку 1 млн. учителей в России в течение ближайших пяти лет.

Вопросы журналистов сводились в основном к разрыву между материальной базой школ и их компьютеризацией. Самым радикальным был журналист из Якутии, который напрямую спросил Барретта, что важнее в школе: вода (Предварительно сообщив, что многие школы испытывают трудности с водоснабжением) или компьютеры. И сообщил, что начавшаяся было программа компьютеризации якутских школ свёрнута из-за недостатка финансирования.  Сюда же примыкали вопросы о дешёвых компьютерах (Те, кто следит за компьютерной прессой, знает, что время от времени какая-нибудь фирма утверждает, что у неё уже готов компьютер в разы дешевле всех существующих. Сенсация обычно быстро затухает). Один раз Крейг Барретт даже напрямую спросил у девушки, задавший такой вопрос: сколько ей лет. А потом сказал, что первые компьютеры появились ещё до её рождения и стоили $7500, к тому же почти ничего не умели. И повторил, что главную проблему видит в подготовке учителей, а не в недоступности компьютеров.

На вопрос о влиянии высоких цен энергоносителей на развитие информационных технологий Крейг Барретт несколько неожиданно ответил, что считает его положительным, поскольку у правительства появляется возможность инвестирования нефтедолларов в ИТ-инфраструктуру.

Интересным был ответ по поводу развития информационных технологий в медицине. Когда-то мы читали о программах, ставящих диагнозы и назначающих лечение. Теперь же столь эрудированный специалист считает главными два направления: ведение электронной истории болезни и удалённый мониторинг хронических больных (На их «сопровождение» сегодня тратиться около 80% медицинского бюджета). Под электронной историей болезни подразумевается полная база о медицинских контактах, обследованиях, диагнозах и лечениях, доступная (с согласия больного) любому врачу. Именно недостаточное инвестирование в информационные технологии делает здравоохранение таким неэффективным и дорогим. Мне неоднократно приходилось слышать от врачей, что динамика медицинских показателей для них не менее важна, чем их абсолютные значения.

По поводу наладонных компьютеров Крейг выразил полный пессимизм. По его мнению, компьютеры любого размера должны обладать примерно одинаковой функциональностью, на них должны исполняться одни и те же программы. Ставку в Intel сегодня делают на ультрамобильные ПК (UMPC (http://www.intel.com/design/mobile/platform/umpc.htm)), имеющие размер наладонников, но основанной на той же архитектуре, что настольные компьютеры и ноутбуки. Благо, они уже появились.

Вопрос Крейгу Барретту я всё же задал. «Что надо делать обычному директору школы или учителю в Самаре, чтобы пробиться в программу Intel?». Ответить он не смог, переадресовав вопрос ответственной за это направление Вере Баклашовой, находящейся рядом с ним. И она ответила, что, поскольку в этом году корпорация Intel включит в образовательную программу «Учимся с Intel®» еще несколько городов, первыми из которых в апреле станут Омск и Самара, теперь с этим нет проблем. Те работники образования, кто не хочет у моря ждать погоды, могут обращаться прямо к ней по адресу: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Буду рад всем сообщениям о сотрудничестве с Intel.

О выборе компьютера

О выборе компьютера. Статья Владислава Боярова

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком

Intel: архитектурные неизлишества… с хвостиком. Статья Владислава Боярова