Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

5 декабря 2017 года самарское сообщество «ИТ для инноваций» провело в коворкинге YellowRockets очередную встречу на тему «ИТ в производстве». Написал, и споткнулся о незнакомое слово «коворкинг». Нет, с английским у меня всё в порядке, несколько лет работал переводчиком… Полез на сайт yellowrockets.com, читаю: «Коллективный офис для предпринимателей, фрилансеров и тех, кто работает удаленно». Удивляюсь. Я с доинтернетовской эпохи, с начала 90-х работаю дома, а сейчас так вообще проблем нет – зачем мне ехать в какой-то коллективный офис, когда и дома я на связи со всем миром, а интернет работает на вполне удовлетворяющей меня скорости?

Другое дело, если нужно пообщаться.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Зона отдыха с диванами, зал со стульями, проектором и звукоусиливающей аппаратурой, кухонька с кипятком – это всё здесь есть, и вот оно нам и было надо. И хотя обсуждались профессиональные вопросы, традиционное понимание термина «работа» с нашей встречей как-то не ассоциировалось.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Открыл мероприятие администратор сообщества Сергей Тюльпин,

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

а модератором и главным докладчиком на этой встрече был руководитель группы «АйтиКонсалт» Павел Самойлов.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Доклад Павла Самойлова назывался «Цифровое предприятие 4.0. Наше место в этом мире». Под версией 4.0 подразумевалось моделирование всего, что есть на предприятии. Цифровая модель выпускаемых изделий, которая бы содержала не только геометрические, но и вообще все характеристики. Нечто подобное мы можем видеть сегодня в играх, когда при столкновении с препятствием или попадании вражеского снаряда, транспортное средство не отскакивает или выводится из игры, как в традиционном (бумажном) «Морском бое», а получает такие же повреждения, какие получил бы настоящий автомобиль или танк.

Нечто подобное моделируется и на других системах предприятия: поломка оборудования, отключение энергии и пр. , а главное: планирование и диспетчирование процесса производства, оптимизация выполнения заказов.

Цифровизация предприятия позволяет получить и новое качество взаимодействия с партнёрами, вплоть до участия потребителя продукции в проектировании с целью получения необходимых характеристик при минимизации себестоимости. И это не фантастика: на предприятии «Электрощит» заказываемый комплекс на сайте конфигурят сами заказчики. Собственно, с десктопами такая ситуация уже давно, и это доказывает, что такая возможность закладывается на стадии разработки продукции: будет ли она модульной, состоящей из узлов и деталей. Обладающих взаимозаменяемостью в широких пределах, когда много можно сделать простым конфигуратором, или любого изменения параметров конечного изделия придётся добиваться дорогостоящей разработкой уникальных компонентов.

Всё это можно было бы считать на сегодняшний день набором банальностей, если бы не успехи ГК «АйтиКонсалт» на этом поприще, и не понимание ими цифрового предприятия не как светлого будущего (типа коммунизма, где каждому по потребностям), а вполне конкретного комплекса средств к достижению цели.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Павел привёл довольно известный график распространения технологий, снабдив его заголовком ««Долетит» ли до нас». На правах самого старшего по возрасту в этом сообществе, хочу напомнить, что телефон, охвативший, согласно графику, к 1960 году почти 100% населения и достигнувший тогда своего предела насыщения, в СССР так и оставался предметом роскоши и блата. Например, мои родители, кандидаты наук, въехали в «хрущёвку» в 1962 году, и тогда же встали на очередь на телефон. Когда 1998 году мы переехали оттуда, очередь ещё не подошла, и первым моим телефоном был мобильный.
Если кто помнит, в знаменитой песне, которую исполняла Алла Пугачёва, есть слова:

…что переждать не сможешь тытрёх человек у автомата.

И хотя эти стихи Вероника Тушнова написала в военном 1944-м, в начале 90-х они оставались столь же актуальными.

Поэтому я горячо поддерживаю докладчика, когда он говорит, что «долетит» только в том случае, если в очередной раз не закроются границы, не вмешается государство, точнее, государство не вернётся к советскому состоянию, когда оно всё контролировало и почти всё запрещало.

Чтобы выбрать правильный курс, надо не только понимать, где цель, но и где мы сами находимся. Сегодня ИТ в той или иной мере используются повсеместно, агитировать за применение компьютеров и организовывать курсы компьютерной грамотности уже нет никакой нужды. Вопрос в том, какие именно процессы автоматизированы и насколько хороша интеграция. Например, использует ли бухгалтерия ту же базу данных, что и отдел главного конструктора, или одни и те же данные продублированы в нескольких базах с ожидаемыми последствиями. Это что касается традиционных задач.

Сегодня к этому добавляются виртуальная и дополненная реальность, цифровое прототипирование, обслуживание оборудования с использованием IoT и предикативной аналитики. По последнему вопросу разгорелась дискуссия. Оказывается, государственные заказчики (а частных почти не осталось и они, как правило, влачат жалкое существование) в целях понимаемой ими безопасности не разрешают поставщикам видеть, как работают их системы. В частности, поставщики серверного оборудования не имеют официальной информации даже о температуре в серверной, не говоря уже о работе самих серверов. И здесь важен опыт членов сообщества: кому удалось убедить заказчика в том, что безопаснее как раз информировать поставщика и/или вендора о работе оборудования, какие аргументы возымели действие, какими соглашениями это было оформлено.

Были сказаны банальные, но не потерявшие остроты, слова о том, что успехи внедрения зависят от позиции первого лица. Здесь я бы добавил: когда первое лицо честно говорит, что не хочет внедрять современные технологии (как правило, по причине отсутствия денег) – это ещё полбеды. Беда для ИТ-специалиста или ИТ-службы – когда первое лицо строит из себя поборника прогресса и даже требует внедрения, но при этом преследует какие-то иные цели.

Руководитель службы АСУП ООО «Самара ВолгоМаш» Евгений Гуров рассказал об автоматизации своей компании.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Опыт уникальный. До 1997 года это было совместное американо-российское предприятие, потом американцы ушли, и оно стало полностью российским, но с конструкторской и технологической документацией, разрабатываемой по американским стандартам, а не ЕСКД и ЕСТД. Не в дюймах и фунтах, конечно, но оформление не просто другое, а реализованное по другим принципам.

Предприятие изготавливает шаровые краны диаметром от 2 до 28 дюймов (это условный проход, в чертежах миллиметры) для различных сред (природный газ, газовый конденсат, нефть и нефтепродукты, аммиак, метанол, сеноманская вода, подтоварная вода, газоводонефтяная эмульсия и др.) и различных вариантов установки (надземный, подземный, подводный, на платформе). Такая узкая специализация с широким модельным рядом и большим количеством конструктивных исполнений объективно способствует автоматизации. Автоматизировано почти всё: учёт рабочего времени, выполнение каждой операции, привязка исполнителей к изделию, разработка исполнений по ТЗ заказчика. Формируется дерево состава изделия, и, что порадовало: никогда не было расхождения между конструкторским и технологическим деревом, что сплошь и рядом встречается на бывших советских предприятиях.

Про автоматизацию ООО «Родник» рассказал руководитель ИТ-службы Александр Бердников. Поскольку продукция не очень сложная по структуре, является массовой и не согласовывается с заказчиком, то вся автоматизация предприятия крутится вокруг обеспечения непрерывности процесса производства. Начиналась она не с «конструкторской» документации, а с ServiceDesk, который трансформировался сначала в TaskManager, потом в систему электронного документооборота, далее была интегрирована CRM и бизнес-аналитика.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Как видим, два разных бизнеса с разными историями потребовали принципиально разных подходов к автоматизации.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

На следующей встрече, скорее всего, будет обсуждаться стимулирование труда в ИТ. Жду с нетерпением.

Всех, кому интересна тематика ИТ для решения задач бизнеса, сообщество приглашает присоединиться к нему. Основная площадка для общения – группа «ИТ для инноваций» в Facebook.

Смартфон Vivo V9: где-то я его уже видел…

Vivo V9. Youth – это молодость!

Vivo V9. Youth – это молодость! Статья Владислава Боярова.

Неубиваемый DECT: в Самаре состоялось мероприятие Gigaset и АйПиМатика

Неубиваемый DECT: в Самаре состоялось мероприятие Gigaset и АйПиМатика. Статья Владислава Боярова.