Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

10 октября 2017 года в самарской гостинице «Холидей Инн» состоялась презентация новой версии «Битрикс24». Точнее, я думал, что нас позвали исключительно за этим, однако формат мероприятия оказался для меня неожиданным и, как говорят, неоднозначным.

«Битрикс24.Идея»: дело и бизнес. Статья Владислава Боярова.

«Битрикс24.Идея»: дело и бизнес. Статья Владислава Боярова.

В зале было, что называется, яблоку негде упасть, стояли в проходах и внимали выступавшим теоретикам бизнеса.

«Битрикс24.Идея»: дело и бизнес. Статья Владислава Боярова.

Началась конференция с доклада председателя правления общественного движения Лига «Время» Глеба Архангельского, в котором он представлял бизнес как продукт утверждая: что не продано – это не бизнес.

«Битрикс24.Идея»: дело и бизнес. Статья Владислава Боярова.

Общая идея: бизнес надо капитализировать, в момент наивысшей его стоимости продать по максимальной цене, а на вырученные деньги создать другой бизнес (который тоже продать повыгоднее) или, если выручил достаточно, уйти на покой и эти деньги проживать.

Под стать ему были и другие доклады. Например, доклад креативного директора и совладельца агентства брендинга и рекламы LENIN Елены Лукиной под названием «Как жить, когда вас не хотят», призывал создавать какое-то особенное пространство, в которое можно заманить потребителя.

«Битрикс24.Идея»: дело и бизнес. Статья Владислава Боярова.

Озвученный ей тезис, что «чаще всего мы покупаем не сам продукт, а информацию о нём» красной нитью проходил через всю конференцию.

А теперь на секунду закроем глаза и вспомним имена самых известных в мире предпринимателей и то, что связано с этими именами. Эдисон – лампа и фонограф, Форд – автомобили, Сикорский – вертолёты, Гейтс – Windows, Брин – Google, Маск – ракеты. Список, разумеется, не полный и отражающий предпочтения автора. Суть в том, что рядом с именем каждого действительно серьёзного предпринимателя обязательно будет созданный им продукт. Вот что пишет сам Генри Форд (книга переведена давно и то, что мы сегодня назвали бы продуктом, там называется «фабрикат»):

Я считаю вообще неправильным начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат. Это, конечно, не значит, что никогда не следует вносить в фабрикат изменения. Я только считаю более хозяйственным лишь тогда браться за опыт производства, когда получилась полная уверенность в доброкачественности и пригодности расчетов и материала. Если такой уверенности при ближайшем рассмотрении не получилось, то следует спокойно продолжать изыскания, пока уверенность не явится. Производство должно исходить из самого продукта. Фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспособляются к фабрикату. Этим путем заостряется резец предприятия, и в конце концов окажется, что выиграно время. Форсирование продукции без предварительной уверенности в самом продукте было скрытой причиной многих и многих катастроф. Сколько людей, по-видимому, уверено, что важнее всего устройство фабрики, сбыт, финансовые средства, деловое руководство. Важнее всего самый продукт, и всякое форсирование продукции до того, как продукт усовершенствован, означает трату сил.

То есть, настоящий предприниматель сначала придумывает продукт, который он мог бы дать людям, технологию производства этого продукта (те же автомобили Форда, изготовленные кустарным способом, никогда бы не смогли стать такими дешёвыми), а уж в последнюю очередь обёртывает всё это в фантик рекламы и геотегов.

А теперь попробуем вспомнить известных российских (не царской, а современной России) предпринимателей. Чубайс – чуридер, Прохоров – ёМобиль… да вот, пожалуй, и всё. Потому что Абрамович – яхта, это уже совсем из другой оперы, а такие фамилии, как Михельсон, Мордашов, Лисин или Тимченко вообще не ассоциируются ни с чем, кроме близости к власти.

Такая вот складывается картина: бизнес без продукта, бизнес ради бизнеса, а не какого-либо полезного дела. И это не проблема участников конференции, а проблема всей нашей страны, всего общества, воспринимающего бизнес отдельно от дела. Как писал Лев Рубинштейн, «младокомсомольцы и младочекисты поздних советских лет, когда уже «развитой социализм» прокис и протух настолько, что от него и его прелестей стали воротить нос даже они сами, тайно мечтали о капитализме – не о том, который реально существовал и существует в современных развитых демократиях, а об этом самом, агитпроповском, которым стращали несколько поколений строителей коммунизма». И если для того же Форда (Кольта, Брина…) их бизнес – это любимый ребёнок, которого они в муках родили и пестуют с наслаждением и восторгом, то здесь мы видим скорее скотину, выращиваемую для бойни.

Не лучше ситуация и с различными конкурсами на инновационные продукты. О премии инноваций Сколково я уже писал: ни один из продуктов, отмеченных призами, так и не увидел свет. Так получилось, что сразу после этого мне предложили взять интервью у победителя национального этапа конкурса James Dyson Award 2012. Интервью не получилось, поскольку автор проекта лазерной установки для нарезки продуктов Blitz, как выяснилось, не придумал ничего, кроме названия и компьютерной анимации – он даже не предпринял ни одной попытки порезать какие-нибудь продукты лазерным лучом, а потом попробовать их на вкус (так получилось, что мне как раз в это время резали лазером десну и я этот эксперимент помимо совей воли провёл). В результате восторженный материал об этом техническом прорыве опубликовал портал hi-tech.mail.ru.

Сам продукт на мероприятии нам всё же показали, хотя и в онлайн-трансляции, так что с вопросами не получилось. Главный тренд: интеграция всех ресурсов, те самые унифицированные коммуникации, которые уже много лет продвигает компания Cisco. Звонки, карточка клиента, чат. Возникновение задачи, смена её статусов, решение, контроль за исполнителями, которые подключаются на различных стадиях решения задачи. Интеграция фронт- и бэкофиса, то есть того, что видит посетитель сайта и внутренней базы компании, которая ведётся конечно же в «1С». Разумеется, интеграция с социальными сетями – куда же сегодня без них. Таким образом, сотрудник компании получает возможность одновременно общаться с клиентом в выбранном самим клиентом интерфейсе (сайт компании, чат, соцсети и пр.) и заполнять на этого клиента документы в базе предприятия.

Конечно, всё это очень здорово, и программные продукты будут и дальше совершенствоваться. Вот только совместить бы это как-то не только с бизнесом, но и с делом, чтобы бизнес что-нибудь реально создавал. Вот такая Идея пришли мне в голову после участия в конференции. Что уже немало и за что я благодарен организаторам и докладчикам.

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов»

Сергей Курт-Аджиев: «В каждом регионе есть свой Серпухов». Интервью Владислава Боярова.

«Код ИБ» – 2017 в Самаре: безопасность и безопасность

«Код ИБ» – 2017 в Самаре: безопасность и безопасность. Статья Владислава Боярова