Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

«Советское – значит отличное!»
Надпись на плакате

Во времена моей молодости этот слоган был в большом ходу. Остряки добавили пару слов, и получилось действительно смешно: «Советское – значит отличное… от заграничного». Потому что это было как раз то время, когда все товары делились на отечественные и импортные в пользу сами понимаете каких. В некоторых художественных произведениях говорилась горькая для Кремля правда. Эти слова стали классикой, цитируемой и по сей день:

– Мне нужен магнитофон заграничный, американский или немецкий.
– Вот есть очень хороший, отечественный.
– Нет, спасибо, отечественный не подойдет.
– Заграничный надо изыскивать.
– Я понимаю. Сколько?

– …магнитофон «Грюндиг». Четыре дорожки, стереофония, элегантный внешний вид. …Вещь уйдёт в секунду. Элегантная вещь... четыре дорожки... стереофония.

И вот за этими страстями, где одни до небес превозносили всё, произведённое внутри страны, а другие над этим подсмеивались, мы как-то незаметно вкатились в период глобализации, когда ни один технически сложный продукт не производится полностью в каком-либо одном государстве, а по внутренностям можно изучать географию. Более того, даже создание монолитного компонента из области ИТ происходит совсем не так, как это представлялось нам совсем недавно, когда КБ, опытное производство и производство серийное находились в одной стране. Хорошим примером являются процессоры корпорации Intel: штаб-квартира компании находится в американской Калифорнии, разработчики могут сидеть в Израиле, производство в Китае, а софт, являющийся неотъемлемой частью современных процессоров, пишется в России. Если кому-то кажется, что главной страной является та, где находится штаб-квартира компании, пожалуйста, относительно свежий пример: когда компания AMD, базирующаяся в той же Кремниевой долине, решила избавиться от собственного производства, она продала его Объединённым Арабским Эмиратам. То есть знаменитые FAB`ы продолжали работать там, где и работали (в том числе и в высокотехнологичной Германии), но уже находясь под управлением штаб-квартиры в стране, не замеченной ранее в достижениях нанотеха.

Сейчас присутствует некоторая озабоченность по поводу «отечественности» потребляемых или производимых продуктов, предлагаются критерии для определения того, что считать отечественным, а что – нет. На мой взгляд, такой чёткой границы в настоящее время просто не может быть: создание современных продуктов предполагает большое количество этапов (операция, переделов), которые могут распределяться между странами и компаниями самым причудливым образом. Примерно как в детской игре: «Да» и «Нет» не говорить.

Тем не менее, стереотипы существования границы между отечественным и импортным в головах законодателей и регуляторов ещё существуют. И не просто в головах: они присутствуют в законах и регламентах. В частности, это относится к продуктам, обеспечивающим защиту конфиденциальной информации. Здесь чисто количественный подход – доля стоимости продукции, произведённой на территории России – не срабатывает по определению. Вот и приходится принимать политические, или, как сказал Генеральный директор ООО «Сиско Системс» Павел Бетсис – стратегические решения.

Видео. Павел Бетсис.

Демонстрация реализации такого стратегического решения состоялась 26 апреля 2011 года на предприятии производственной компании «Альтоника», куда я был приглашён в составе группы российских журналистов.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

История этой компании весьма поучительна. В 1989 году команда инженеров-энтузиастов занялась разработкой востребованной тогда электроники: это были телевизионные декодеры PAL-SECAM, телефонные АОНы и подобные компоненты. Тут же выяснилось, что имеющиеся на тот момент предприятия советской электронной промышленности не в состоянии по контракту изготавливать эти изделия, и компания для выпуска продуктов своей разработки вынуждена была организовать собственное производство. Что называется, не было бы счастья, да несчастье помогло. К 2003 году в компании сформировалось несколько основных направлений деятельности:

  • Противоугонные системы защиты для автомобилей;
  • Радиоканальные системы безопасности;
  • Медицинское оборудование;
  • Профессиональные системы радиосвязи;
  • Контрактное производство электроники.

В 2010 году в результате проведенной реорганизации, «Альтоника» преобразована в группу самостоятельных компаний, одна из которых – «Производственная компания Альтоника», является крупнейшим контрактным производителем России и предоставляет услуги по комплексному производству электроники, не имея при этом собственных продуктов и разработок. А ведь в 1989 году советская электронная промышленность была! Но, как сказал классик по аналогичному поводу: «И что смешно – министр мясной и молочной промышленности есть и очень хорошо выглядит. И что главное – мясная и молочная промышленность есть, мы её видим и запах её чувствуем». Интересно и то, что «Альтоника» изначально базировалась не в «электронном» Зеленограде, а в Зюзино, где арендовала помещения у одного из совершенно непрофильных заводов.

Видео. «Альтоника» – история.

И вот они нашли друг друга: для производства своего NME-RVPN модуля Cisco привлекла компанию «Альтоника». Криптографический модуль Cisco NME-RVPN работает в составе маршрутизаторов серии Cisco® 2800 и 3800 Integrated Services Routers и реализует российские стандарты криптографической защиты для протоколов TCP/IP. Программное обеспечение для модуля создано российской компанией «С-Терра СиЭсПи» в тесном сотрудничестве с «Лабораторией Касперского».

«Сегодня мы стали свидетелями пусть маленького, но очень важного шага для всей российской отечественной IT-индустрии».
Александр Палладин

Однако всё вышесказанное по поводу «отечественности» производства справедливо и здесь: «Альтоника» делает ряд важных операций, но производство изделия ими не исчерпывается. Конкретно на «Альтонике» производится монтаж компонентов на плату. Сами компоненты (в том числе и процессор Intel Celeron-M) выпускаются специализированными предприятиями, плата с дорожками также поставляется со стороны. Точнее, со стороны Юго-Восточной Азии, поскольку отечественные производители плат такого уровня работают на оборонку, где и цена выше, и объёмы меньше. Более того: после монтажа и контроля плата передаётся на другое российское предприятие, где она и превращается в товарный продукт. На первом этапе предполагается производство не менее 10 тысяч модулей Cisco NME-RVPN в год при общем объёме производства 4,5 миллионов изделий в год и номенклатуре более 500 видов продукции. Такой объём номенклатуры делает критичным время переналадки оборудования, за уменьшение этого времени ведётся непрерывная борьба, и для серийной продукции сегодня это время составляет 10-20 минут. При этом руководство «Альтоники» гарантирует, что предприятие готово к кратному увеличению объёмов выпуска в течение 3-4 месяцев с момента возникновения необходимости.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

В то же время это серьёзная победа: бренды уровня Cisco до сей поры не доверяли эти операции российским предприятиям, да и после подписания контракта специалистам «Альтоники» пришлось изрядно попотеть, чтобы поднять технологический уровень до требований, предъявляемых мировым ИТ-лидером. Вложены и немаленькие по масштабам предприятия финансовые средства: более 200 тысяч Евро. Но теперь перед предприятием открываются новые возможности: хотя сертификация ISO 9001 имеется с 1996 года, но заказ Cisco стоит не меньше. Поэтому, работая на перспективу и с целью соответствия высоким требованиям заказчика, ПК «Альтоника» запустила масштабную реорганизацию бизнес-процессов, которая закончится к концу 2011 года. В основном это касается отладки технологии, сбора статистики. Есть и чисто организационные аспекты. Г-н Лукачёв отметил, что распространение опыта производства VPN-модулей на всю продукцию предприятия было обоюдным желанием как самой «Альтоники», так и Cisco: заказчик понимает, что качество не бывает выборочным, и культура производства едина на всём предприятии.

Видео. «Альтоника» – Cisco.

Этот подход отличается от того, который я имел возможность наблюдать на советских предприятиях: отдельно выпускалась продукция общего назначения, отдельно – для военных (с отдельной военной приёмкой), отдельно – на экспорт. И никого, кстати, это не удивляло, такой подход казался естественным и единственно возможным.

Однако стабильное, одинаковое качество всех изделий, выпускаемых «Альтоникой», совсем не означает, что компания готова выпускать любые платы: дешёвая бытовая электроника – это не их профиль. Особенно с учётом мощного тестирования, проводимого на специальном оборудовании по стандартам JTAG. Интересна ситуация с визуальным контролем: ошибки находит оснащённый камерой и соответствующим софтом компьютер, а человек только исправляет то, что поддаётся исправлению.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

Положительным было и то, что компания Cisco, будучи опытным заказчиком, весьма точно и подробно сформулировала все требования к выпускаемым изделиям. Это действительно проблема, когда заказчик сначала не до конца представляет, чего он хочет, а потом ему не нравится то, что ему сделали. Поэтому общие принципы, по которым были составлены требования Cisco, могут лечь в основу стандартов предприятия на форму техзаданий, что облегчит работу с другими заказчиками. Например, списки замен комплектующих – ведь зачастую компоненты с одинаковыми характеристиками выпускаются несколькими фирмами, но не ко всем из них есть доверие заказчика. Есть также и поддельные комплектующие – г-н Лукачёв назвал цифру – 25 % от общемирового объёма. Однако случайно «попасть» на них невозможно: если закупка производится по официальным каналам, то и компоненты будут оригинальными.

В свою очередь компания Cisco запланировала инвестиции в развитие предпринимательства и инновационных технологий в России в размере 1 миллиарда долларов за 10 лет. В этих планах есть и разработка модели партнёрства с российскими предприятиями, впервые реализованная именно в производстве VPN-модуля на ПК «Альтоника».

 Фото: Владислав Бояров.

Стратегические планы Cisco здесь состоят в том, что для многочисленных применений VPN-соединений требуется разрешённый к применению и сертифицированный в стране криптографический модуль, без которого всё остальное сетевое оборудование имеет серьёзные ограничения по использованию.

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Фото: Владислав Бояров.

Была проведена экскурсия по предприятию и пресс-конференция, на которой мы могли получить ответы на все интересующие нас вопросы. Рассказ о предприятии Семён Лукачёв начал словами: «У нас нет нанотехнологий, мы не владеем существенными ноу-хау: все используемые нами технологии и оборудование стандартные и применяются на многих предприятиях отрасли. Технологиям уже несколько десятилетий, за которые они хорошо отлажены, и мы всего лишь используем мировой опыт. Поскольку микроэлектроники в нашей стране нет, все комплектующие покупные, на 99% зарубежные».

ООО «Альтоника» – российская компания, специализирующаяся на разработке и производстве высокотехнологичного электронного оборудования. Пресс-конференция. Фото: Владислав Бояров.

Работа на предприятии до мая 2011 года велась в 2 смены, с мая перешли на трёхсменную работу. К осени, скорее всего, придётся покупать новое оборудование – смены закончились. Ведётся активная работа с российскими компаниями, до этого заказывающими производство в Китае. Здесь у «Альтоники» два основных аргумента: не всё хорошо, что дёшево (а «Альтоника» качество гарантирует), и легенда о потрясающей дешевизне китайского производства всё меньше похожа на правду (производство в Китае достаточно серьёзно подорожало). По мировым меркам вся российская электроника очень маленькая, поэтому и «Альтоника», являясь российским лидером среди контрактных производителей, на мировом уровне масштабами не блещет. Однако, здесь, как это часто бывает, многое сводится к вопросу о курице и яйце: будет свой мощный контрактный производитель, глядишь, подтянутся и производители конечных изделий.

«То, что это среднее предприятие, амбициозное, которое стремится к будущим успехам – это тоже на самом деле – плюс».
Павел Бетсис о компании «Альтоника»

Вопрос одного из журналистов о спросе на конечные изделия вызвал улыбку представителей компании: «Альтоника» работает по контрактам с производителями конечных изделий, за судьбу которых отвечает их владелец, к тому же контрактному производителю не пристало обсуждать своих заказчиков.

Как и положено в игре с ненулевым результатом, каждый получил своё: Cisco – дополнительные возможности для бизнеса в России, ПК «Альтоника» – выгодный заказ, репутацию производителя продукции для мирового лидера и техническое развитие, российский потребитель – замечательный продукт, решающий его проблемы (в том числе и защиту персональных данных). А я порадовался за свою страну, которая учится делать не «отличное от заграничного», а совсем наоборот, интегрируется в мировую экономику.

Softline предлагает готовые к употреблению вычислительные ресурсы из розетки. Часть 1.

Softline предлагает готовые к употреблению вычислительные ресурсы из розетки. Часть 2.