Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

16 февраля 2016 года компании Cisco и IDC провели в Москве совместную пресс-конференцию, посвященную вопросам цифровой трансформации. Открывавший мероприятие глава пресс-службы Cisco в России/СНГ Александр Палладин уточнил, что речь идёт конкретно о цифровой трансформации бизнеса.

Представитель IDC Алексей Фёдоров отметил, что люди всё больше переходят от использования компьютеров к использованию телефонов, имея в виду, разумеется, смартфоны, в которых собственно телефон является лишь одним из многочисленных компонентов устройства.

Алексей рассказал о тех компаниях, которые вышли на рынок исключительно благодаря информационным технологиям – таким как Uber или Booking. Однако и традиционный бизнес уже невозможно эффективно вести без использования преимуществ, предоставляемых ИТ, поэтому те, кто не откликнется на тренды цифровизации, будут вытеснены с рынка.

Ещё один аспект цифровизации, то, чего не было на прежних этапах: использование облачных технологий и публично предоставляемых сервисов, таких, как карты Google или социальная сеть Facebook. Был упомянут и интернет вещей.

По данным IDC технологические приоритеты в разных странах различны: если для России на первом месте стоят облачные технологии, то для Великобритании – мобильные, а для Скандинавии – большие данные.

Правда, выяснить, что же имеется в виду (наибольшие успехи в этом направлении или напротив – наибольшие проблемы с его развитием) нам не удалось. Непонятными остались и критерии классификации: мобильному использованию всё же следовало бы противопоставлять стационарное, а не социальные сети или мобильные технологии. К тому же социальные сети раскрывают свой потенциал только при мобильном использовании, а сами они «живут» в облаке и опираются на использовании больших данных (Facebook посещают более полутора миллиардов активных пользователей в месяц). При этом, конечно, нет никаких сомнений в том, что цифровая трансформация (раньше говорили «компьютеризация» или «информатизация») необходима всем предприятиям и организациям.

Один из вопросов докладчику звучал так: «А можно раскрыть понятие «интернет вещей», поскольку в контексте презентации не совсем ясно, какое место он занимает и вообще что это такое в Вашем понимании». Ответ: «В IDC мы чётко разделяем три вещи: межмашинное взаимодействие, которое используется и работает уже десятки лет. Интернет вещей – это сеть, объединяющая в себя сеть вещей. Каких-либо датчиков, электронных компонентов, которые уникально идентифицируются, могут работать автономно, и взаимодействовать, поставляя данные какой-то компьютеризированной структуре. Поскольку в понятии интернета вещей используется автономность, сюда не попадают телефоны и прочие устройства, с которыми непосредственно взаимодействует человек».

Технический директор компании Cisco в России и других странах СНГ Андрей Кузьмич (это фамилия) в первую очередь отметил экспоненциальный рост данных и количества используемых приложений. Кроме того, всё большее количество данных создаётся самими устройствами, без непосредственного участия человека: наиболее наглядный пример, это записи с видеокамер наблюдения. Он отметил, что новую модель бизнеса на базе общедоступных сервисов реализует Netflix: все её стримминговые серверы находятся в арендуемом облаке Amazon, поэтому она имеет возможность сконцентрироваться исключительно на своём бизнесе, не отвлекаясь на поддержание функционирования ИТ-системы. Интересно, что начинала компания с проката фильмов, рассылая диски по почте, теперь, не изменив предметную область своего бизнеса, полностью сменила технологию предоставления услуг. При этом Андрей отметил, что не более 1% предприятий имеют внятную стратегию по внедрению облачных технологий.

Рост объёма данных иногда наводит на мысль, что эти данные бесполезны, однако на самом деле проблема только в умении их использовать. Первое – это по возможности структурировать данные в процессе их создания: если вместо ряда цифр будет табличная структура, то это сильно облегчит дальнейшую обработку. Также, разумеется, имеет значение скорость доступа к этим данным: диски быстрее, чем ленты, SSD быстрее, чем традиционные диски. Но всё это будет иметь смысл только в том случае, если данные будут надёжно защищены. В то же время следует понимать, что термин «большие данные» часто означает использование данных произвольным образом, не предусмотренным при их организации в структуру, поэтому вполне вероятно, что новая идея использования хранимых данных может потребовать новые способы технической реализации.

Была и пропаганда гибридных облаков: незаметная для пользователя миграция приложения и данных из собственного в арендованное облако или наоборот. Как правило, долгосрочное владение всё же оказывается выгоднее аренды, в то же время, дополнительные мощности, арендуемые в период пиковых нагрузок, скорее всего, будут эффективнее собственных.

Менеджер по развитию новых технологий Cisco Игорь Гиркин рассказал о наиболее важных внедрениях, имеющих приоритетное значение, о том, что часто называют историями успеха. Цифровизацию он разделил на уровни: от отдельных датчиков, фиксирующих конкретные параметры, до ERP- и CRM-систем.

Для таких решений Cisco производит специализированное оборудование, например, серию устройство IE 4000, совмещающих в себе сервер и коммутатор защищённого исполнения с креплением на планках стандарта DIN.

Пожалуй, самое главное прозвучало уже после официальных докладов, когда журналисты стали буквально наседать на Гиркина и Кузьмича с тем, чтобы они объяснили, чем же революционный «интернет вещей» отличается от эволюционной компьютеризации производства. Пришли к тому, что ничем. Автономная система ЧПУ станка, куда программа попадает с перфоленты или флешки – это не интернет вещей. Та же система ЧПУ, на которую программа попадает по кабелю Ethernet и которая информирует сервер о своём состоянии и количестве обработанных деталей – интернет вещей. Конечно, дело не только в кабеле. Традиционные сети АСУ ТП строятся по собственным индустриальным стандартам, сети отдельных цехов, как правило, не связаны между собой и не имеют централизованного управления. «Интернет вещей» же предполагает использование «обычного» интернет-протокола (IP), стандартные сетевые коммутаторы и адаптеры, доступ ко всем компонентам системы из любой точки земного шара, где есть интернет. В этом случае всё остальное – дело программирования, которое в свою очередь в части доступа к устройствам тоже будет достаточно стандартным. Кроме всего прочего, это позволяет производителю (от станков до авиадвигателей) наблюдать за эксплуатацией своих изделий, что в свою очередь оптимизирует регламентные работы (продляет межрегламентный период в случае хорошей работы и укорачивает, если есть неприятные симптомы) и даёт разработчикам информацию для совершенствования конструкции. Логично и даже безальтернативно.

Осталось ощущение, что «интернет вещей» – это неудачное название или, что более вероятно, неудачный перевод. Всё же русский технический язык имеет свои традиции и устоявшуюся терминологию, и, наверное, новые сущности должны были бы называться так, чтобы развивать, а не ломать отечественные традиции.

----

Маркетинг всегда живой, маркетинг всегда с тобой…

Маркетинг всегда живой, маркетинг всегда с тобой… Статья Владислава Боярова. 11.09.2019 г.

Манго Телеком: команда «Голос!»

О роботах и фёдорах

О роботах и фёдорах. Статья Владислава Боярова. 05.09.2019 г.