Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ), корпорация Intel и группа компаний РСК объявили о реализации в средней образовательной школе № 67 г. Челябинска совместного проекта внедрения инновационной образовательной платформы «Персональный виртуальный компьютер» (ПВК) на базе облачных вычислений.

Проект реализуется группой компаний РСК, ЮУрГУ и корпорацией Intel, выступившей в качестве его инициатора. Это первый в России и СНГ пример начала полномасштабного внедрения платформы на базе облачных вычислений в систему среднего общего образования. В рамках презентации проекта в средней школе № 67 г. Челябинска были проведены два открытых урока – в 4-м и 10-м классах, на которых учащиеся использовали ПВК для выполнения заданий.

Презентация проекта «Intel+PCK+ЮУрГУ: облачные технологии в школе № 67 г.Челябинска». Сентябрь 2011 г. Фото: Александр Семёнов.

«Реализация данного проекта на практике демонстрирует переход образовательных учреждений Челябинской области на новые принципы преподавания и организацию инновационного процесса обучения. Повышение качества среднего общего образования невозможно без использования самых современных информационных технологий, к которым, безусловно, относятся облачные вычисления. Не менее важна и экономическая составляющая. Внедрение в образовательный процесс платформы «Персональный виртуальный компьютер» на базе технологии облачных вычислений позволит сократить затраты на лицензионное программное обеспечение путём создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе программ с открытым кодом», – отметил Александр Кузнецов, министр образования и науки Челябинской области.

Выбор средней школы № 67 для реализации данного проекта не случаен. Впервые школа распахнула свои двери ученикам 1 сентября 1960 года, а в сентябре 2009 года это учебное заведение получило официальный статус школы при ЮУрГУ. Тем самым на её примере был создан новый тип среднего общеобразовательного учреждения, получающего большую поддержку в организации процесса обучения от национального исследовательского университета. Сейчас в школе № 67 есть все условия для всестороннего развития личности, широко развернута внеурочная деятельность учащихся. В 8-10 классах организовано профильное обучение (социально-лингвистическое, физико-математическое, информационно-технологическое). Школа работает в режиме общеобразовательного учреждения полного дня: организована работа групп продлённого дня, кружков и секций дополнительного образования, результативно строится работа факультативных, групповых и индивидуальных занятий.

«Я уверена, что применение образовательной платформы ПВК поможет нашей школе заметно повысить эффективность процесса обучения, сделав его максимально интересным и полезным для наших учеников, а также раскроет перед ними новые интерактивные возможности для развития творческих навыков и получения опыта работы с той же образовательной платформой, которую им предстоит использовать в высшей школе, – считает Светлана Веретенникова, директор средней школы № 67 г. Челябинска. – Помимо многих других преимуществ платформа ПВК позволяет нам выработать стратегию и тактику постепенного перехода на использование ПО с открытым кодом в школе. Это существенно снизит затраты на лицензионные отчисления, а применение технологии облачных вычислений, на которой основан принцип работы ПВК, позволяют скрыть все сложности поддержки и развертывания этих продуктов «внутри облака», исключая необходимость тотального переобучения наших преподавателей».

По её словам, внедрение такого современного инновационного подхода в процесс обучения в высшей и средней школе обеспечивает:

  • эффективное использование учебных площадей (отпадает необходимость выделять отдельные и специально оборудованные помещения под традиционные компьютерные классы);
  • кардинальное сокращение затрат, необходимых на создание и поддержание компьютерных классов;
  • качественно иной уровень получения современных знаний – учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;
  • более эффективный интерактивный обучающий процесс;
  • возможность быстро создавать, адаптировать и тиражировать образовательные сервисы в ходе учебного процесса;
  • возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;
  • гарантия лицензионной чистоты используемого в процессе обучения ПО;
  • сокращение затрат на лицензионное ПО путем создания функционально эквивалентных образовательных сервисов на базе ПО с открытым кодом;
  • минимизацию количества необходимых лицензий за счёт их централизованного использования;
  • централизованное администрирование программных и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе;
  • максимально эффективное использование имеющихся в регионе кластерных вычислительных систем.

«Применение инновационной образовательной платформы «Персональный виртуальный компьютер», созданной на базе облачных вычислений, позволяет уйти от традиционного понятия «компьютерный класс». Теперь в любой аудитории можно организовать современный и максимально эффективный учебный процесс, используя ноутбуки и беспроводную сеть. Технология облачных вычислений и реализованная на её основе образовательная платформа позволяют максимально эффективно использовать имеющиеся у учебного заведения программно-аппаратные ресурсы, а студенты и школьники получают возможность применять на практике самые современные компьютерные технологии на каждом занятии», – говорит Леонид Соколинский, декан факультета Вычислительной математики и информатики (ВМИ) и руководитель Лаборатории суперкомпьютерного моделирования Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета, являющийся куратором проектов внедрения платформы ПВК в ЮУрГУ и школе № 67.

Г-н Соколинский популярно рассказал о том, что «Облачные» вычисления (англ. cloud computing) – это технология распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. Обработка данных в «облаках» – это парадигма, согласно которой программы и данные постоянно хранятся в удалённых от пользователя центрах обработки данных (ЦОД), состоящих из мощных серверов и суперкомпьютерных комплексов. Доступ к вычислительному сервису осуществляется прозрачно для пользователя с помощью сети Интернет и клиентского устройства, например, персонального компьютера, ноутбука, планшетного компьютера, смартфона и так далее.

«Персональный виртуальный компьютер» (ПВК) – это единая точка доступа к сервисам, составляющим инновационное образовательное пространство учебного заведения, формируемое на базе технологии облачных вычислений.

Для каждого учащегося создаётся отдельный персональный виртуальный компьютер с индивидуальным профилем, который постепенно наполняется необходимыми ему учебными облачными сервисами по мере освоения им образовательной программы. После окончания учебного заведения выпускник может продолжать использовать ПВК в рамках виртуального сообщества выпускников.

Для запуска ПВК учащиеся используют ноутбуки или нетбуки, поддерживающие беспроводное подключение по стандарту Wi-Fi.

Наполнение электронного образовательного пространства учебного заведения осуществляется преподавателями и методистами, каждый из которых имеет собственный ПВК. Они создают новые образовательные сервисы на базе облачных технологий, включающие в себя электронные учебные комплексы, конспекты и видеозаписи лекций, методические указания к лабораторным работам и др.

Специалисты группы компаний РСК реализовали инновационную образовательную платформу ПВК на базе технологии облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, выступив в мае этого года интегратором в проекте её внедрения в ЮУрГУ, где было начато практическое использование ПВК для обучения и подготовки специалистов инженерно-технических направлений. Сейчас группа компаний РСК, при активной поддержке ЮУрГУ, реализует пилотный проект внедрения образовательной платформы ПВК на базе ПО с открытым кодом в средней школе № 67 г. Челябинска.

«Наши специалисты реализовали на практике образовательную платформу на базе облачных вычислений и программного обеспечения с открытым кодом, опираясь на требования и задачи, которые существуют и решаются в современном российском вузе – на примере такого крупного университета как ЮУрГУ, обладающего одним из самых мощных в стране суперкомпьютерных центров. Включившись в новый проект в школе № 67 г. Челябинска, мы расширили область применения платформы ПВК на базе свободно распространяемого ПО для использования в системе среднего общего образования, предоставив возможность школам создавать и развивать у себя инновационный и максимально эффективный учебный процесс», – отметил Алексей Шмелёв, исполнительный директор группы компаний РСК.

Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel в России и странах СНГ. Презентация проекта «Intel+PCK+ЮУрГУ: облачные технологии в школе № 67 г.Челябинска». Сентябрь 2011 г. Фото: Александр Семёнов.

Корпорация Intel, сыгравшая роль инициатора внедрения технологии облачных вычислений в образование, в рамках данного проекта передала школе № 67 тридцать три персональных мобильных компьютера школьника (Classmate PC) на базе процессоров Intel® Atom™. «Инновационный проект применения технологий облачных вычислений в средней школе для решения задач обучения, устранения цифрового неравенства, повышения качества преподавания предметов является социально значимым и очень перспективным. Корпорация Intel активно сотрудничает со многими учреждениями системы среднего общего образования в России и СНГ, способствуя повышению уровня обучения и выступая инициаторам многих инноваций для расширения возможностей использования компьютерной техники в школах, в рамках модели обучения «1 ученик : 1 компьютер». В данном случае мы видим огромный потенциал этого проекта и делаем свой вклад в его развитие, передав школе тридцать три специальных мобильных компьютера Classmate PC. Эти устройства, специально разработанные для школьников, позволят очень быстро реализовать пилотный проект и послужат основой для его дальнейшего развития. Мы надеемся, что данная инициатива и полученный опыт будут полезны Челябинской области в целом и будут учтены в планах развития образовательных проектов, ориентированных на ближайшее будущее», – подчеркнул Николай Местер, директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel в России и странах СНГ.

После пресс-конференции мы присутствовали на уроках в 4-ом классе, где с помощью графического редактора дети раскрашивали пейзаж с курицей, и в 10-м, где они создавали собственный веб-сайт. Все были довольны.

Урок в 4-ом классе. Презентация проекта «Intel+PCK+ЮУрГУ: облачные технологии в школе № 67 г.Челябинска». Сентябрь 2011 г. Фото: Александр Семёнов.

Урок в 10-ом классе. Презентация проекта «Intel+PCK+ЮУрГУ: облачные технологии в школе № 67 г.Челябинска». Сентябрь 2011 г. Фото: Александр Семёнов.

----

«Альфа Конфа» в Самаре

«Альфа Конфа» в Самаре. Статья Владислава Боярова. 05.03.2024 г.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть четвёртая. Статья Владислава Боярова. 12.03.2024 г.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

«Домашний компьютер». Конкурс в Самаре.

Blood, Sweat & Tears, или Кровь, пот и слёзы – часть третья, объединительная

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность.

Галопом по вычислительным Европам. Часть 10. Китайский путь и персональная безопасность. Статья Ильи Вайцмана. 11.12.2023 г.