Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

18 октября 2011 года в Самаре состоялось мероприятие компании Hewlett-Packard «Техническая революция HP. Новые технологии печати – все секреты будут раскрыты».

Когда я в середине 80-х годов только начинал работу с ИТ, одним из самым модных терминов был «безбумажные технологии». Сейчас Яндекс выдал мне по этому запросу учебник информатики, где написано следующее: «Информационные технологии (ИТ) – это современные безбумажные технологии, основанные на использовании новейших средств вычислительной техники, микрокомпьютеров, современных методов и средств сбора, передачи, накопления, обработки исходных данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления». Вспоминая те времена, отмечу, что я, как и многие мои коллеги-инженеры, верили не только в Перестройку, которая сделает конкурентоспособной нашу промышленость, но и в эти самые безбумажные технологии. Надо сказать, что чисто технически всё получилось: сегодня существует понятие цифрового прототипа изделия, который, в отличие от чертежа, позволяет разглядеть изделие со всех сторон, залезть к нему вовнутрь, проверить кинематику, разработать технологию изготовления вместе с программой для ЧПУ, спланировать производство. Но, как говорится, «гладко было на бумаге», а на деле оказалось всё иначе.

В частности, были приведены данные о том, что в нашей стране доля лазерной печати значительно больше, чем информационно развитых государствах. Причина в том, что очень часто правила (законы, инструкции) требуют созданный на компьютере контент для предъявления адресату переносить на бумагу. Например, в СГАУ, где учатся мои старшие дети, в принципе отсутствует система учётных записей студентов и хранения в «электронном виде» (мне этот термин не нравится, но он прижился) всех выполненных ими заданий. Поэтому вместо того, чтобы по сети отправить работу для помещения в дисковое хранилище, она распечатывается, подписывается «синими чернилами» и сдаются в бумажный архив.

Одно из самых ярких моих впечатлений – пожар в 1993 году на предприятии КАМАЗ, когда огонь уничтожил весь бумажный архив завода двигателей. Тогда было принято решение о копировании всей оставшейся документации на CD (вот почему мне не нравится термин «электронный вид» – на оптических дисках информация хранится посредством неотражающих точек, выжженных на поверхности) и помещение нескольких экземпляров архива в территориально разнесённые места (следует напомнить, что HDD больших объёмов, и, соответственно, дисковых хранилищ, тогда не существовало). Когда «жареный петух клюнет», сразу находятся верные решения.

Но что там провинциальный ВУЗ, на днях читаю интервью «Независимой газете» доктора исторических наук, профессора, директора Историко-архивного института РГГУ, директора Института русской истории РГГУ Александра Безбородова.

– Мы сейчас в государстве решаем проблему так: если что-то есть на электронных носителях, мы дублируем эти документы на бумаге. Особенно если это важные документы, передаваемые на постоянное хранение. Вот уж действительно, всё по Гегелю: «История учит человека тому, что человек ничему не учится из истории».

Понятно, что провал перехода к безбумажной технологии вызывает к жизни рационализацию технологии печати. К тому же есть масса ситуаций, когда печать нужна объективно. Например, для распечатки бейджей, которые нам вручили на мероприятии.

Некоторые из докладов были ожидаемы и прогнозируемы. В первую очередь, это рассмотрение проблемы расходных материалов. Исторически сложилось, что предлагаемый производителями лазерных принтеров способ замены старого картриджа на новый оригинальный весьма дорог для пользователя. При этом себестоимость производства картриджей относительно невысока, и такой большой зазор природа просто не терпит. Сразу оставим в стороне подделки: понятно, что клеить на свою продукцию чужой лейбл преступно и просто аморально, такой «производитель» одновременно нарушает права и владельца торговой марки, и потребителя. Но остаётся вопрос о том, как появилась целая индустрия ремонта и заправки. Ещё на занятиях по организации производству в КуАИ нам объясняли, что капитальный ремонт изделия стоит в несколько раз дороже, чем производство нового: конвейер всегда будет рациональнее кустарной мастерской. Для картриджей у производителя наверняка не просто конвейер, а полностью автоматизированная линия, и всё же цена на новые оригинальные картриджи в несколько раз выше, чем просят за их капремонт с заправкой. Конечно, надёжность такого ремонта ниже, чем у нового картриджа, «совместимый» тонер даёт качество ниже оригинального (а оригинальный тонер россыпью не поставляется в принципе) но если это качество устраивает, то при определённых гарантиях ремонтников и налаженных отношениях выгода для потребителя налицо. В докладе менеджера по развитию бизнеса расходных материалов LaserJet HP в России Анвара Давлетшина приводились данные о независимом тестировании оригинальных и восстановленных картриджей, но понятно, что если стабильность качества оригинальных картриджей обеспечивает «лично» HP, то качество восстановленного картриджа зависит от конкретной мастерской, и здесь «средняя температура по больнице» не имеет никакого значения. Разумеется, есть разные мастерские и разное качество восстановления. Наверное, есть и такие, у которых и более 40 % страниц получаются с дефектами, но вот конкретно в Самаре существуют сервисы, гарантирующие работу картриджей после заправки и работающие на этом рынке уже много лет.

Я понимаю, что официальная позиция производителя принципиально другая, но здесь, на мой взгляд, действительно существует проблема, которую надо решать. Ведь если бы разница между себестоимостью промышленного производства и ценой не была столь разительной, то вся эта ремонтно-заправочная отрасль просто не появилась бы. Разумеется, касается это не одной компании HP – в гонке снижения цен на принтеры и компенсации убытков на продаже расходников участвовали все игроки принтерного рынка, вот мы и имеем на сегодня столь удручающие результаты. Правда, прозвучало заявление о том, что HP собирается предпринять нечто, ставящее ситуацию с головы на ноги – посмотрим.

К проблемам расходных материалов примыкают ещё два доклада мероприятия: «Контрактные решения» Михаила Сорокина и «HP Care Pack» Анны Константиновой. HP Care Pack – это гарантийное обслуживание более высокого класса, выполняемое по особому заказу за отдельную плату. Уровень обслуживания выбирает сам владелец оборудования: это может быть 5 дней в неделю по 13 часов в день со временем реакции 4 часа, а может быть и по 9 часов с реагированием только на следующий день. Как вариант, выезд специалиста HP на место, или доставка в сервисный центр своими силами. Каждому уровню обслуживания соответствует и свой уровень оплаты. Следует обратить внимание на то, что купив HP Care Pack, ИТ-служба предприятия снимает с себя ответственность за обеспечение работоспособности оборудования, теперь за рабочее состояние техники отвечает непосредственно производитель – HP. Однако есть ещё более «безответственное» решение.

Стандартизация решений и специализация компаний породили аутсорсинг – когда руководство компании сосредоточено только на своём бизнесе, и не желает тратить усилий на организацию уборки помещений, приготовления обедов или обслуживания оргтехники. Почему я написал «примыкают» – отдав оргтехнику на обслуживание независимой структуре, как руководство предприятия, так и ИТ-служба больше не будут ломать голову, в том числе, и над выбором способа замены расходных материалов в принтерах. Специализированная структура, имеющая на обслуживании большое количество единиц однотипного оборудования, сможет более профессионально подойти к вопросу эксплуатации принтеров, и наверняка будет поддерживать более тесные контакты с производителями, получать от них необходимую помощь. Более того, аутсорсинговая компания сможет помочь в оптимальном выборе оборудования, предоставить его в аренду, обеспечить оптимальную расстановку оборудования, выбор моделей, а то и предоставить весь необходимый парк печатающих средств в аренду. Существует такой способ партнёрства, как оплата аутсорсинговой компании за каждый распечатанный лист. Очевидно, что в этом случае в интересах оказывающего услугу снижать себестоимость каждого листа и обеспечивать бесперебойную работу всех принтеров. Что мне показалось излишним – это предложение привлекать «печатников» к оптимизации документооборота. На мой взгляд, здесь существует конфликт интересов, поскольку любая оптимизация информационных потоков снижает объём печати.

Разумеется, готовых рецептов здесь не существует, а каждая компания сама решает, что делать силами штатных сотрудников, а что отдавать на сторону. Однако объём заключённых договоров на HP Care Pack и рынок оказания услуг по аутсорсингу постоянно растёт, так что присмотреться стоит.

Перехожу к наиболее интересным для меня техническим вещам.

В первую очередь это новая технология HP Auto-On/Auto-Off, позволяющая вводить аппарат в столь глубокий сон, что его впору называть анабиозом – в этом состоянии устройство потребляет менее 2 Вт. Можно ещё снизить потребление энергии, но тогда придётся погасить все лампочки и экран: для МФУ, способного работать и в автономном режиме это не лучший вариант. Здесь же следует упомянуть индукционный разогрев печки, позволяющий быстрее нагревать её до нужной температуры. Это означает, что время нагрева уменьшается, а значит, уменьшается и суммарное потребление энергии. Кроме того, ускорение нагрева позволяет устройству меньше времени проводить в горячем режиме без ущерба для работы пользователя.

Второе – технология HP Smart Install. Это означает, что драйвера хранятся в энергонезависимой памяти самого устройства, откуда ОС Windows извлекает и устанавливает их автоматически. Для пользователя это будет выглядеть так же, как если бы драйвера уже содержались в библиотеке Windows. Специальная утилита позволяет обновлять эти драйвера с сайта производителя. Похоже, что и производитель не в убытке: флеш-память сейчас сильно подешевела, а в комплект не нужно вкладывать конверт с диском.

Следующая инновация мне представляется ключевой. Дело в том, что с момента своего появления принтеры позиционировались как периферийное устройство компьютера, примерно, как монитор. Однако чем дальше, тем больше, принтеры и МФУ становились самостоятельными сетевыми устройствами с возможностью их коллективного использования. Началось это с самых тяжёлых решений, постепенно планка снижалась, и вот уже МФУ для дома и малого офиса стали оснащаться сетевым проводным (Ethernet) и беспроводным (Wi-Fi) интерфейсами. Но, по большому счёту, это решение является половинчатым: на девайс, с которого отправляется задание на печать, по-прежнему приходится устанавливать драйвера, а драйвера, как известно, пишутся конкретно под каждую операционную систему... А технология HP ePrint позволяет через специально созданное облако отправлять задания на печать с любого устройства – и они будут выполнены! При этом устройство может находиться не только под боком, но и в любой точке планеты. Получается что-то вроде факса, но уже на новом витке развития технологий.

Ещё одна технология, но более узкого применения – AirPrint. Она предоставляет пользователям Apple iPhone, iPad и iPod touch возможность осуществлять беспроводную печать документов с помощью функции, встроенной в iOS.

Более универсальной является технология Wi-Fi direct, позволяющая устанавливать прямую связь между задающим девайсом и принтером без подключения их к локальной сети. Планируется реализовать её в большинстве струйных и лазерных устройств. Идеологически Wi-Fi direct является частным случаем Intel® My WiFi, реализованной ещё в Intel Centrino 2 и позволяющей компьютеру на этой платформе непосредственно общаться любым беспроводным устройством, в том числе и с принтером.

Заметим, что по мере удешевления электронных компонентов, печатающие устройства фактически обзавелись специализированными компьютерами. Думаю, ещё немного, и мы будем отправлять задание не принтеру, а компьютеру, под управлением которого и будет работать принтер. Тогда все эти проблемы с драйверами решатся и без облаков. Пока же наличие бортового компьютера МФУ используется для установки приложений. Ценности их я не ощутил, но сам факт заслуживает внимания.

Как мы видим на этих примерах, принтер действительно из «довеска к компьютеру» превратился в самостоятельное сетевое устройство. Начало этому процессу было положено в тот момент, когда взамен аналогового копировального устройства было создано МФУ: принтер и сканер соединили через цифровую начинку. Тогда же появилась возможность работы устройства в качестве копировального аппарата как автономно, так и в составе компьютера. В последнем случае принтер и сканер многофункционального аппарата имели собственные интерфейсы и существовали для пользователя как отдельные устройства.

Теперь же у МФУ имеется развитая операционная система, браузер для управления внешними приложениями, активный дисплей. Всё это позволяет гибко встраивать МФУ и принтеры в инфраструктуру и в этом смысле революционно меняет подход к печати.

О практических применениях современных решений HP очень ярко рассказал сотрудник компании «Никотех» Виктор Магазинный. Первое – это использование веб-печати, не требующей драйверов и специализированных приложений: всё делается из окна обычного браузера или почтового клиента.

Одна из интересных возможностей выглядит так:

  1. Документ отправляется для печати не на конкретный принтер, а в облако.
  2. Пользователь, отправивший документ, подходит к одному из принтеров облака и идентифицирует себя на нём.
  3. Принтер распечатывает документы, которые были отправлены в облако этим пользователем.

Это весьма актуально для сотрудника, находящегося в командировке в другом офисе своей компании.

Основанная на облачном подходе система Jetadvice автоматически находит сетевые устройства, распознает модель, марку, тип, расходные материалы, считывает счётчики печати-копирования. Она обеспечивает удалённый аудит и анализ работы принтеров предприятия.

Честно говоря, до этого мероприятия я не считал, что в области печати возможны какие-то революции, и уж тем более не видел связи между принтерами и облаками. Теперь я твёрдо знаю, что компания HP совершила революцию во всех сегментах рынка печати, и сегодня не следует даже домашнему пользователю советовать покупать «обычный принтер», подключаемый непосредственно к компьютеру – существуют более интересные и эффективные решения. Модели, представленные на мероприятии, в той или иной мере поддерживают новые тенденции.

Oracle: против течения

Oracle: против течения. Статья Владислава Боярова.

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге

Самарское сообщество «ИТ для инноваций»: IT в воркинге. Статья Владислава Боярова.

Автоматизация и бардак

Автоматизация и бардак. Статья Владислава Боярова.