Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Конечно, экстраполяция редко когда работает, но всё же интересно оглянуться назад и вспомнить, «как мы дошли до жизни такой». Для меня понятия о разработке софта начиналось где-то с «Искусства программирования» Дональда Кнута, «Структурного программирования» Эдварда Йордана, книг Дейта и Мейера о теории реляционных баз данных и тому подобного. Это уже называлось языками высокого уровня, и существовали СУБД, однако любое приложение писалось по сути с нуля и значение могли иметь только собственные наработки. В середине 90-х Вячеслав Михайлович Крапивин при моём активном участии (я пытался объяснить ему, чего хочу) написал язык для разработки учётных систем под СУБД Clipper. В главной таблице там содержалась вся структура БД с индексными файлами, которые автоматически создавались при первом развёртывании, а также контролировалось соответствие уже существующей структуры заданной в главной таблице. Для вывода экранных форм требовалось указать только самое необходимое (поля, заголовки, индексы). Помнится, регистратуру для Самарского протезно-ортопедического предприятия я написал за два дня, и потом она работала там много лет.

Сейчас такой подход к разработке стал общим местом, а за стандарты в основном отвечает ОС. Если разработчик хочет не удивлять пользователя изысками, а просто написать удобное функциональное приложение с интуитивно-понятным (без всякой иронии) интерфейсом, ему достаточно сконцентрироваться на функционале, остальное получится само. Или почти само smile.

Но тут появилась новая «напасть»: избалованный пользователь хочет запускать понравившееся приложение на всех категориях устройств (десктоп, ноутбук, планшет, смартфон, часы…) под всеми популярными ОС.

Каждая категория устройств имеет свой физический интерфейс (клавиатура, мышь, экран), свои сетевые интерфейсы, свои сенсоры и нужно, чтобы приложение наиболее эффективно использовало возможности того девайса, на котором оно исполняется. Возможно, вскоре эта проблема будет решена так же капитально, как это было сделано с компьютерными (десктопными) интерфейсами, где разработчик освобождён от необходимости описывать обрамление окон и прочие очевидные сегодня вещи.

Возможно что произойдёт сближение ОС в плане интерфейса, когда наиболее удачные решения вытеснят все остальные, и тогда вообще не придётся задумываться о том, как бы получше сделать в следующей ОС то, что уже реализовано в других.

Но это в будущем, а сегодня Microsoft пропагандирует различные инструменты, позволяющие отделить форму от содержания и тем самым придать одному и тому же функционалу различные формы в соответствии с устройствами, на которых приложение будет исполняться. Со своей стороны вместо «зверинца» операционных систем для различных устройств, компания создала единую Windows 10, а для того, чтобы ускорить всеобщий переход на неё, предлагает сделать это бесплатно с Windows 7, Windows 8 и Windows 8.1. Делались даже намёки на то, что перейти получится и с нелегальных версий: легальными от этого они не станут, но чисто технически апдейт произойдёт.

Кроме «консьюмерских» форм-факторов рассматривалось также использование Windows 10 на платформе Arduino. К моему великому удивлению, ничего не было сказано про Intel Galileo и Intel Edison, а на мой вопрос Дмитрий Сошников ответил, что в сотрудничестве с Intel по этим направлениям Microsoft пока не определилась. Похоже, повторяется история с MID, а жаль. Тем не мене, много места было уделено интернету вещей IoT. В частности, было сообщение о создании датчика, способного измерять пульс на расстоянии. Не забыт был и закон Меткалфа, гласящий, что полезность сети пропорциональна квадрату количества пользователей этой сети, и как только количество подключенных объектов достигнет некоей критической массы, обещан дальнейший взрывной рост.

В рамках технологической экспедиции демонстрировались возможности простого создания приложений на Xamarin и Apache Cordova, но мы-то точно знаем, что баланс между простотой создания и возможностями сделать именно то, что тебе надо – штука тонкая. Поэтому на слово верить я бы не советовал, но попробовать – обязательно.

Современное программирование включает в себя создание объектов 3d-графики, и здесь специалисты Microsoft предлагают использовать WebGL и BabylonJS. Для игр ‒ Unity.

Всё вышеописанное будет общаться между собой через облака. Интересно, что у компании Apple нет собственных облаков и iCloud функционирует в арендованных ЦОДах, в частности, в ЦОДах Microsoft.

У гостиницы Holiday Inn, где проходило мероприятие, был припаркован специальный фургон, и за фотографию на его фоне дарили шоколадку. Мои дети хоть и выросли, но шоколадкам всё равно рады.

13-й Фестиваль интеллектуальных игр в Самаре: вчера, сегодня, завтра

Пресс-конференция «МегаФона» в Самаре