Samara Portal Technology, Computers

Самарский портал "Технологии, компьютеры"

Приехавший в Москву для участия в форуме Cisco «Сети без границ» руководитель отдела компании по продвижению архитектуры беспроводных решений в EMEAR Иан Булл дал эксклюзивное интервью журналисту Александру Семёнову. В разговоре принял участие бизнес-консультант по развитию беспроводных технологий Cisco Андрей Харитонов.

Александр Семёнов: Ваш доклад на сегодняшней конференции был посвящен будущему корпоративных беспроводных сетей. Какие технологии там будут работать, и какие продукты Cisco готовит к этому времени?

Иан Булл: В своем докладе я пытался очертить контуры беспроводных сетей 2020 года. На такой долгий срок непросто что-то предсказывать, но можно попытаться, проанализировав то, что происходит сейчас.

Мы видим, что плотность устройств, подключаемых к сети, резко растет. Причем речь идет не только о личных устройствах пользователей, но и об устройствах, которые обеспечивают взаимодействие «машина-машина» с учетом автоматизации, для которого беспроводная сеть становится средой передачи.

Кроме того, обеспечивается поддержка повышенной роли видеотрафика, в частности – от систем видеонаблюдения, сбора данных от различных датчиков. Компания Cisco уделяет большое внимание подключению устройств такого типа к сети. Кроме того, мы стараемся заглянуть в будущее с точки зрения тех платформ, которые понадобятся нашим заказчикам.

Второй аспект ответа на ваш вопрос касается повышения скорости работы в связи с появлением новых технологий, например стандарта 802.11ac. Мы видим, что на некоторых рынках, в некоторых странах эти стандарты внедряются очень быстро. Кроме того, на рынке появляется все больше клиентских устройств, которые поддерживают этот стандарт. Важным элементом применения этих новых стандартов становится то, что заказчики начинают закладывать в планы построения своих корпоративных сетей возможности, которые позволяют пользоваться преимуществами этого стандарта.

Компания Cisco не только всячески поддерживает распространение этих стандартов, но и играет активную роль в их продвижении, принимая участие в разработке общих стандартов.

И, наконец, третий аспект. Со всей этой растущей плотностью пользователей и устройств мы можем использовать ситуацию для того, чтобы активнее предлагать и обеспечивать доступ к сервисам и приложениям. Здесь возникают вопросы, связанные с аналитикой, с учетом высокой плотности пользователей в сети.

Перечисление того, что мы делаем, можно продолжать.

С точки зрения доступа пользователей стоит упомянуть еще об одном элементе. Поговорив о растущей плотности, растущих скоростях и расширяющихся сервисах, следует упомянуть и приложения, которые предоставляются через облака. Это еще один фактор многократного увеличения возможностей сети. Компания Cisco предлагает средства, которые позволяют более эффективно управлять приложениями, распознавать их и делать работу с этими приложениями через сеть более продуктивной.

Например, пользователь хочет со своего личного устройства осуществлять доступ не только к своим личным, но и к корпоративным приложениям. Мы можем на уровне сети обеспечить ему такую возможность, распознавая при этом, какими приложениями в каждый момент времени пользуется человек, и управляя сетевыми ресурсами так, чтобы обеспечить адекватную работу приложений с более высоким приоритетом.

Я рассказал о ситуации с точки зрения пользователя, но можно посмотреть на нее и с точки зрения сетевой архитектуры. На уровне сети мы обеспечиваем работу с унифицированными политиками и правилами, которые будут применяться для управления безопасностью, для разграничения доступа в зависимости от типов пользователей. При этом мы предлагаем унифицированную объединенную систему управления по всем сегментам сети, беспроводному и проводному с поддержкой VPN. Наконец, мы предлагаем объединенную унифицированную архитектуру и делаем ее более открытой.

Сейчас широкое распространение получает концепция программно-определяемых сетей (SDN), растет роль приложений и сервисов сторонних разработчиков.

А.С.: Несколько лет назад корпорация Cisco начала активно продвигать концепцию BYOD (использование в работе собственных устройств). Однако, в последние месяцы слышится все больше скептических замечаний в ее адрес. Некоторые аналитики вообще заявляют, что она мертва. Что вы думаете по этому поводу?

И.Б.: Думаю, просто устарел сам этот термин, поскольку мы вышли за рамки данной концепции. Я вообще не люблю подобные броские термины. Суть ведь в том, чтобы сеть была максимально открытой для пользователя и обеспечивала возможность использования разнообразных устройств. Между тем многие компании по-прежнему не разрешают своим сотрудникам использовать личные устройства в работе.

Словом, повторяю, термин BYOD устарел и со временем вообще исчезнет. Мне кажется, что на современном этапе имеет смысл говорить о корпоративных сетевых средах, которые обеспечат бОльшую мобильность и более широкие возможности для пользователей. Доступ к информации, к данным, обеспечение совместной работы пользователей – вот что важно сегодня. Устройства же такого значения не имеют, поскольку они играют прикладную роль. На первый план вышли сервисы, особенно, теперь, когда мы движемся к Интернету вещей, означающему подключение к сети самых разнообразных материальных объектов.

Андрей Харитонов: Хочу добавить по поводу специфики российского рынка. Если говорить о технологических решениях Cisco для BYOD, то у нас объем их продаж за последний год увеличился втрое. Рынок, таким образом, голосует рублем, хотя, безусловно, мы сталкиваемся с разной реакцией заказчиков. Одни говорят, что пока не готовы внедрять BYOD – мол, в этом просто нет потребности. Для других это слишком дорого... Но это, как правило, говорят те компании, которые недооценивают свои риски с точки зрения информационной безопасности. Крупные же корпоративные заказчики, финансовый сектор, нефтедобывающая отрасль приобретают такие решения и внедряют их в своих сетях.

И.Б.: В своей презентации на сегодняшнем семинаре я отмечал, что в настоящее время у многих людей есть уже как минимум три гаджета. При этом на некоторых рынках их количество может достигать шести устройств! (Имею в виду сферу образования в ряде стран). Мобильный телефон, планшет, ноутбук, игровая приставка, телевизор с системой AppleTV – список можно продолжить. Для современного поколения пользователей устройство не имеет особого значения, главное, чтобы у него был хороший экран и видеосервис. Понимание этой ситуации и предложение адекватных сервисов – вот что сегодня самое важное.

А.Х.: Соглашусь с Ианом в том плане, что термин BYOD устарел, потому что сегодня важнее всего приложение, применяемое пользователем, а также умение корректно менять параметры сети, чтобы требуемое приложение получало приоритет и надежно работало. Таким образом, от использования конкретных устройств мы переходим к использованию приложений.

А.С.: На каких вертикальных рынках беспроводные корпоративные сети наиболее популярны сейчас и будут популярны через 5 лет? Есть ли у вас какие-то специфические решения для конкретных рынков?

И.Б.: Учитывая широкий портфель наших решений, мы видим возможность работы практически на всех вертикальных рынках. Поскольку бОльшая часть наших продаж ведется через партнеров, мы видим высокий спрос на системы для беспроводных корпоративных сетей в коммерческом секторе. Все чаще наши беспроводные решения используются в сфере образования (имею в виду не только университеты, но и общеобразовательные школы). Во многих странах органы государственного управления уделяют большое внимание тому, чтобы обеспечить современными техническими возможностями систему образования, в том числе и беспроводными технологиями. Через три года сегодняшние студенты станут полноценными сотрудниками компаний и организаций. На мой взгляд, это поколение сыграет очень большую роль в том, что через несколько лет мобильность и совместная работа получат гораздо большее развитие.

Кроме того, Cisco сегодня развивает тему «Интернета вещей», то есть о подключении к Интернету различных материальных устройств с соответствующими возможностями автоматизации. Речь идет об автомобилестроении, о промышленности (в частности, химической), где есть большие возможности для использования беспроводных технологий. Очень большой рынок – розничная торговля, где есть огромные возможности оперативного контакта с покупателем для самых разных предложений. Далее – операторский рынок. Провайдеры используют беспроводные решения Wi-Fi для разгрузки сотовых сетей передачи данных и предлагают сервисы мобильности.

Нельзя забывать и о тех отраслях, где присутствует большая плотность пользователей (гостиницы, развлекательные центры, стадионы).

Еще одно интересное решение компании Cisco – это добавление к точкам Wi-Fi возможности работы в режиме базовой станции 3G. Это означает, что на участке с большой плотностью пользователей голосовую связь и SMS можно передавать по 3G, а данные – через Wi-Fi. Мобильные операторы, работающие с корпоративными клиентами, смогут использовать это решение для оптимизации нагрузки в конкретных местах.

А.Х.: Я бы еще выделил индустриальные решения. В России нами были реализованы такие интересные проекты, как Wi-Fi в метрополитене. Решение нетиповое, поскольку речь идет об уникальной, тяжелой среде с точки зрения эксплуатации таких решений. Очень сложная инженерная задача... Тем не менее, наши инженеры совместно с нашим партнером решили эту задачу.

И.Б.: Не менее интересен осуществленный недавно проект развертывания Wi-Fi в одной из болгарских шахт, принадлежащих канадской компании Dundee Precious Metals. Благодаря проложенной под землей 50-километровой беспроводной сети Cisco шахтеры и менеджеры DPM имеют возможность поддерживать постоянную связь c помощью мгновенных сообщений и голосовых вызовов. Это, в свою очередь, позволяет принимать необходимые меры незамедлительно, а не в конце смены. Непрерывно осуществляется также мониторинг качества воздуха в шахте. Кроме того, для повышения безопасности к шахтерским каскам и к подвижному составу прикрепляются метки радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification, RFID), по которым определяется актуальное местоположение на трехмерной карте.

В случае же возникновения той или иной проблемы, работающие в Челопече инженеры, могут по видеосвязи установить оперативный контакт с удаленными экспертами: геологами, металлургами или специалистами по оборудованию.

Как видите, у Cisco есть решения для самых разных вертикальных рынков. Важно отметить и наш подход к продвижению этих решений. У нас есть специальное подразделение, которое действует, как консалтинговая компания. В нем работают не консультанты по технической части, а бизнес-консультанты. И там собраны эксперты по конкретным вертикальным рынкам. Консультируя заказчиков, они сначала изучают специфику их конкретных требований и только потом предлагают соответствующее техническое решение.

А.С.: В каком из регионов мира в будущем вы ожидаете наибольшую популярность корпоративных беспроводных сетей?

И.Б.: Фокус моей деятельности – развивающиеся рынки. Анализируя прогнозы, динамику спроса, думаю, что некоторые регионы Западной Европы достигли стадии насыщения. А на таких рынках, как Россия ожидается стремительный рост спроса на беспроводные сети. Важно, что наличие различных мобильных устройств у пользователей стимулирует рост спроса на беспроводной доступ. Ежегодный рост спроса на доступ с мобильных устройств в России составляет 106-110 процентов. А рост применения планшетов исчисляется даже сотнями процентов.

Еще один интересный источник информации – собственные аналитические отчеты Cisco. В последнем из них говорится, что средний объем трафика на одно устройство сегодня составляет около 50 Мегабайт в месяц. К 2018 году он достигнет одного Гигабайта, и две трети этого трафика будет составлять видео.

А.С.: Расскажите о целях вашего визита в Россию.

И.Б.: Для меня очень важно быть в курсе таких масштабных внедрений, как Wi-Fi в московском метрополитене. Я просто в восторге от него! Ничего подобного нет ни в Лондоне, ни в других европейских столицах.

Я считаю очень важным поддерживать нашу команду, работающую на российском рынке, поэтому всегда приезжаю сюда с удовольствием, делая все, что от меня зависит.

Не менее важная цель подобных визитов – контакты с пользователями, партнерами и заказчиками. Получение живого отклика крайне важно для оценки правильности нашего курса и определения целей на будущее. Я должен знать не только об успехах и достижениях, но и о проблемах и сложностях.

Московский форум «Сети без границ» произвел на меня огромное впечатление. К тому же он дал мне представление о том, как рынок России поддерживает нашу деятельность.

А.С.: Спасибо большое за очень интересное и содержательное интервью.

Искусственный интеллект от Intel: мечты и реальность

Искусственный интеллект от Intel: мечты и реальность. Статья Владислава Боярова

16-я ежегодная конференция «КОСС Плюс» – возраст зрелости

16-я ежегодная конференция «КОСС Плюс» – возраст зрелости. Статья Владислава Боярова